ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Независимая система оценки качества образования: что мешает развитию?
В «РИА Новости» прошла пресс-конференция «Независимая система
оценки качества работы образовательных организаций». Известно, что
попытки независимой оценки уже предпринимались в рамках КПМО. В
результате реформирования практически во всех регионах созданы центры
оценки качества образования и центры мониторинга. Однако специалисты
считают, что этого мало и они не всегда хорошо работают…
Самая безобидная оценка в
мире
Чтобы войти в курс: в российской системе образования
превалируют государственные механизмы оценивания качества, причем
зачастую с последующими санкциями в отношении отстающих. А вот
инструменты общественного оценивания не развиты.
В Указе от 7 мая 2012 г. глава государства дал поручение сформировать
эту систему, включая определение критериев эффективности работы
образовательных организаций и введение публичных рейтингов их
деятельности.
Юридический статус независимая оценка получила в новом Законе «Об
образовании в РФ», в котором ей посвящена ст. 95, характеризующая
систему лишь в общих чертах. Из нее следует, что независимая оценка
качества образования осуществляется в отношении организаций, ведущих
образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных
программ по инициативе юридических или физических лиц на основе
общедоступной информации. Причем организации, осуществляющие оценку
качества, устанавливают условия, формы и методы ее проведения и порядок
ее оплаты.
Наконец, результаты независимой оценки (в отличие от профессиональной
аккредитации) не влекут за собой приостановление или аннулирование
лицензии на образовательную деятельность и не влияют на аккредитацию.
Экспертизу может заказать
каждый
Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза
Минобрнауки Григорий Андрущак рассказал о том, что министерство еще в
феврале этого года разослало в регионы «Методические рекомендации по
проведению независимой системы оценки качества работы образовательных
организаций» (утверждены 14.10. 2013 г.), в которых подробно
описываются задачи, порядок и условия проведения независимой оценки.
Так, потребителями (и заказчиками) новой системы могут быть не только
учредители (федеральные и региональные органы исполнительной власти)
или организации (школы) и профессиональные ассоциации, но и семьи, и
даже сами учащиеся (старшеклассники), поскольку одна из задач
нововведения – формирование информации для осознанного выбора семьями
образовательных организаций и программ обучения.
Кто может ее проводить?
К осуществлению независимой системы оценки качества работы
образовательных организаций могут быть привлечены: некоммерческие
организации, деятельность которых имеет социальную направленность и
обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень
квалификации; коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания
рейтингов организаций социальной сферы; региональные центры оценки
качества образования; отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие
соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.
Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические
задачи: разработка методики оценочных процедур, проведение оценки,
создание базы данных, статистико-математическая обработка результатов и
т.д.
У всех участников независимой оценки своя сфера ответственности: органы
власти обязаны обеспечить условия для развития независимой оценки,
образовательные организации – предоставить информацию в открытом
доступе; эксперты – разработать и согласовать критерии с
представителями общественности (это могут быть управляющие советы в
школах или профильные комиссии в региональных общественных палатах),
которые, в свою очередь, участвуют в выборе экспертов, формируют
принципы и подходы оценки качества.
Зачем?
Независимая оценка качества образования – одна из составляющих
государственно-общественного управления образованием и первый шаг на
пути построения гражданского общества. Но это в идеале.
По мнению Григория Андрущака, в рейтингах сегодня «больше
информационного шума, чем содержания».
А научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей
школы экономики, почетный академик РАО Виктор Болотов считает: «ЕГЭ
выпустил джинна из бутылки, и все стали строить рейтинги, причем
совершенно безграмотные, в которых сельские школы стоят рядом с
престижными гимназиями».
Научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак
Фрумин говорил о разных рейтингах для разных целей.
Но и в методических рекомендациях сказано, что «при формировании
системы рейтингов необходимо учитывать специфику характеристик и
факторов, влияющих на качество предоставления образовательных услуг, а
именно: территориальное расположение образовательных организаций,
направленность образовательных программ, особенности контингента
обучающихся». И в зарубежных рейтингах академические достижения
учащихся выступают только в качестве верхушки айсберга, основанием
которого являются социально-экономические факторы.
Значит, дело не просто за разработкой объективных и всесторонних
критериев независимой оценки, а в понимании цели самой процедуры. И
конечно, ее стоимости.
«Если расценивать независимую оценку качества образования как сервис
для родителей, старшеклассников, организаций, то возникает вопрос: кто
за это будет платить? Над этим вопросом надо работать вместе с
финансистами», – считает Виктор Болотов.
О достоверности данных
Есть еще одна проблема: доступность и открытость тех данных, с
которыми предстоит работать экспертам. Известно, что многие организации
не выкладывают на свои сайты всю информацию, несмотря на то что
согласно ст. 97 Закона «Об образовании в РФ» органы государственной
власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы,
осуществляющие образовательную деятельность, обязаны обеспечивать
открытость и доступность информации о системе образования. Более того,
есть Постановление Правительства № 582, в котором подробно описаны
правила: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153274/.
Но если на свои подведомственные вузы Минобрнауки может оказать
влияние, то с региональными и муниципальными организациями сложнее.
Так, по словам исполнительного директора Центра социальных рейтингов
Натальи Тюриной, на сайтах 40 региональных органов управления
образованием не выложена даже информация о результатах итоговой
аттестации нынешнего года, а большинство из 130 региональных рейтингов
основано на закрытых ведомственных данных. Но и опубликованные в
открытом доступе сведения требуют перепроверки, поскольку, как
выразился Виктор Болотов, «в них много вранья, и если государство
использует результаты независимой оценки, то оно должно провести ее
анализ».
Последействие рейтинга
По словам Григория Андрущака, «важны не только сами
показатели, но и те выводы, которые можно сделать на их основе».
Как мы уже упоминали, образовательные организации защищены от риска
лишиться лицензии или аккредитации по результатам независимой оценки,
однако могут быть приняты другие меры – например, сокращение (или,
наоборот, увеличение) финансирования, кадровые решения (смена
директора) и т.д.
Поэтому в методических рекомендациях Минобрнауки прописано: результаты
независимой оценки обязательно должны быть представлены в открытом
доступе и содержать механизмы обратной связи, по которым отдельные
пользователи или организации, включенные в рейтинг, могут получить
разъяснения, направить свои комментарии, замечания и поправки. Иными
словами, рейтинг – это регулярно обновляемый документ.
А по мнению эксперта Института проблем образовательной политики
«Эврика» Ольги Шиян, это и возможность создания переговорных площадок,
где с общественностью будут встречаться специалисты с целью обсуждения
актуальных проблем образования и влияния на новое качество образования:
«Например, идеология ФГОС в обществе не прижилась, родители в
большинстве своем отстаивают старую школу, но в диалоге со
специалистами их мнение может измениться».
Мнение экспертов
К сожалению, за рамками дискуссии в «РИА Новости» остался
вопрос формирования экспертного сообщества. Кто будет призван
осуществлять независимую оценку качества образования?
С этим вопросом мы обратились к Галине КОВАЛЕВОЙ, координатору
международных исследований в России, заведующей Отделом оценки качества
образования Института содержания и методов обучения РАО.
– Мы сейчас на первом этапе создания экспертного сообщества,
особенно в части независимой оценки общего образования, – говорит
Галина Ковалева. – Это связано с тем, что мы долгое время (в том числе
и по политическим причинам, если вспомним гонения на педологию в 30-е
годы прошлого века) не проводили педагогических измерений в
школах. Но уже можно говорить о формировании хороших
экспертных команд в Красноярском и Краснодарском краях, Новосибирской,
Томской областях, в Республике Чувашии. Их мы начинаем привлекать к
исследованиям, организуемым на федеральном уровне.
Идет мощное движение по подготовке специалистов в области измерений. В
НИУ-ВШЭ – магистерская программа «Измерения в психологии и
образовании», а в Московской высшей школе социальных и экономических
наук ведется магистерская программа «Оценка качества образовательных
систем». В некоторых регионах страны есть свои школы тестологов,
например в Томской области. Некоторые вузы регулярно проводят летние
школы с целью повышения квалификации преподавателей в области
педагогических измерений, например Кубанский государственный
университет.
Нет сомнений, что с введением стандартов второго поколения психологи и
специалисты по измерениям будут все больше востребованы в школах,
поэтому подготовка специалистов в области измерений весьма актуальна.
Специалисты этого профиля смогут работать в качестве консультантов в
образовательных учреждениях или центрах. Их задача – объяснить учителю,
директору, родителям, каким тестом что измеряется, как интерпретировать
результаты и на основе этих результатов оказать реальную помощь детям,
родителям, администрации школы. Лет через десять так и будет. А сейчас
главное – чтобы это очень важное дело не превратилось в формальное,
чтобы им занимались не чиновники, а профессионалы, способные
гарантировать качество и научную обоснованность независимой оценки.
Ведь миссия специалиста по измерениям – не только интерпретировать
результаты, но и ставить задачи перед системой образования.