ЧИСТЫЙ ЗВУК
«Иногда у меня случается восторг мыслей!»
Взахлеб, наперегонки – дети пишут, как живут. Вчитайтесь – это наши ученики, какими мы их совсем не знаем...
Подростки, лет 11–12. Вечная суета, пустые разговоры, глупые
шутки и обиды. Краем уха прислушиваясь к непрерывной ребячьей возне, мы
стараемся найти повод, чтобы дать несмышленышам очередной важный урок –
учебный, жизненный. А между тем наши ученики, двоечники и отличники,
невыносимые хулиганы и тихони, живут удивительно насыщенно, открывая
для себя радость свободы, тоску бессмысленного существования,
вдохновение труда и мысли, томительность грусти. Хотим ли мы узнать их
подлинную жизнь, которую они доверяют нам, если чувствуют хоть малейший
отклик? Готовы ли принять их настоящее «я», а не ритуальную маску
ученика, более или менее успешного в предмете?
Шестиклассники «Школы самоопределения» на уроках словесника Надежды
Семеновой время от времени могут писать о том, что с ними происходит в
свободное от обязательной программы время. Для подростков – шанс
высказать себя миру. Для взрослых – возможность услышать то, что не
обязательно оценивать. Достаточно попытаться понять.
Мамы любят есть варенье, мамы любят красиво одеваться, любят
опаздывать на работу, мамы любят своих детей, любят просыпаться поздно…
Моя мама любит кататься с горки, Полинина мама любит кататься на
велосипеде, все мамы любят что-нибудь делать, и нет мамы, которая
ничего не любит! (Соня)
***
Вкус лета для меня – это прохладный ветерок, когда можно
сидеть на крыльце и есть мороженое. Погрузиться в мир звуков. Слышу –
лягушка квакает, листья деревьев шуршат, и так медленно погружаюсь в
сон. Но сквозь сон слышу вкус лета. Рабочие переговариваются, оса
жужжит, проехал грузовик… (Тимур)
***
Вкус лета – это когда светит яркое СОЛНЦЕ, оно дает тебе
витамин D и яркое воспоминание о лете. МОРЕ – это большие глубины,
которые хочется покорять снова и снова. Однажды я нырнул на глубину
пять метров и достал оттуда песок – это был песок счастья, потому что я
к этому долго стремился. Вот ГОРЫ – большие камни или даже глыбы,
которые положили давным-давно. Люди покоряют их годами или даже всю
жизнь. По ним интересно ходить, это когда через тебя плывет небо, а ты
в нем стоишь и закрываешь глаза. (Тимофей)
***
Если к дороге прибавить песни, будет веселее. В пасмурный день
лучше сесть к окну, слушать звуки дождя и, глядя в окно, видеть капли,
которые падают в лужи, а в них появляется рябь. В солнечные дни
смотреть на небо и ощущать тепло солнца. Как оно играет с листвой. С
листвы падают тени на землю. Легкий ветерок играет с листвой, дует в
лицо. Облачка разной формы порхают в небе. Белые, легкие, с виду такие
мягкие и большие облака. Отдыхая на море, идешь по мягкому песку,
который накрывает спокойно идущая волна, забирая песок из-под ног, и
создается ощущение, что вот-вот упадешь. Ветер с запахом соли
прекрасен. (Марина)
***
Лето, запеченное в солнечном
соусе
Взять 50–70 млрд литров морской воды, 1,5 т мороженого в
ассортименте, добавить 10–15 кг велосипедных или лесных прогулок,
перемешать с 50–60 кг походов в зоопарк или цирк, обильно посыпать
кусочками яркого солнца.
Выпекать в духовке при 180–200 градусах 10–15 мин., до золотистого
блеска.
Подавать на стол при оптимальной температуре 25–30 градусов, с
ломтиками свежих персиков, груш, яблок и абрикосов. (Лев)
Пирожное «Летнее»
В состав входят: красители из летнего заката, сахар легкой
ряби на море, приправа из теплых солнечных лучей, сладкая вата облаков.
Гарнир: валяние на свежескошенной траве с подливкой из летнего дождика.
Пищевая ценность: 10 тонн веселья с друзьями, 1 тонна приключений, 100
часов катания на велосипеде и 800 грамм легких переживаний.
Не содержит ГМО (гадких и масштабных обид).
Перед употреблением вспомнить все хорошее, что случилось этим летом!
(Кирилл М.)
***
Я вижу на парте бардак. Валерина ручка, пенал, который
раскрыт, как будто он открыл рот, чтобы съесть очередную порцию
карандашей, их кладет Валера. Мой пенал, который постоянно крадет Аслан
с криками: «Шаурма!» Недопитый сок на краю стола. Валерин плеер, где
тихо играет дабстеп. Мои карандаши, падающие с парты, а когда я залезаю
под нее, чтобы их поднять, Валера меня не выпускает. Ну, в общем,
кавардак! (Влада)
***
Лето для меня – теплый песок, ласкающий ноги, волны прохладной
морской воды. Навязчивое жужжание насекомых. Переплетающиеся ароматы
цветов, влажный запах дерева утром. Веселый ветер приключений, ледяной
бабушкин компот. Грозы новых ощущений и дождь дружеских приветствий. Но
лето бывает и другое – обещанно-неисполненные поступки, дружеские
измены и конец «Вина из одуванчиков». (Саша)
***
Рано утром я встаю, умываюсь и иду в школу с очень плохим
настроением. Хотя все говорят, что учиться хорошо, я думаю совсем
иначе. В школе на протяжении всех уроков я очень скучаю, а время
тянется так медленно! Но наконец, в половине третьего, все кончается, и
я могу идти домой. Дома я до шести делаю все уроки, а потом занимаюсь,
чем хочу. В этот момент я испытываю радость оттого, что я уже все
сделал. Ведь на душе так легко оттого, что все уже позади! Вечером,
когда я ложусь спать, меня посещают неприятные мысли, что завтра все
начнется заново! (Илья)
***
У взрослых жизнь однообразна: проснулись, пошли на работу и
работают, чтобы заработать деньги, а деньги для еды, одежды, а еда,
чтобы кушать и жить, и все в жизни для чего-то нужно.
У детей не так, дети все делают просто чтобы быть радостными и
радоваться жизни, у них каждая минута не проходит даром, и каждый день
что-то новое. У взрослых – 5 дней в неделю одно и то же, а еще 2 –
опять одно и то же, они не замечают в жизни радостных событий. Они
пессимисты, а мы оптимисты. Каждая для нас штука чем-то полезна и
интересна, а если нет ничего полезного, то у нас есть отличная
фантазия, например, резинку использовать как пулялку, и многое другое.
(Маша)
***
Мне не нравится вставать рано утром, не нравятся пацаны с
ежиком на голове, наглые, а еще – курение, алкоголь, наркоманы, пьяные,
Джастин Бибер, ситуация, когда меня ругают, головная боль, колики в
животике, Lady Gaga и боль, чипсы, драки, неловкие ситуации, психи.
(Леша В.)
***
Школа – это ужасное убежище злых уроков и ужасных контрольных.
Уроки длятся бесконечность, а перемены – 1 секунду.
И эти пытки продолжаются каждый день, кроме выходных, а в следующем
году мы будем учиться еще и в субботу! А контрольные, они еще хуже,
каждую неделю нас, учеников, ими пугают. Надо писать примеры и разные
сложные слова.
А после школы институт, надо ходить на пары и сдавать сессии и
экзамены. Как же меня задолбала эта учеба! (Кирилл Ш.)
***
Я смотрю в окно и вижу небо, я смотрю на солнце, вижу свет.
Смотрю на Варю и вижу поэта, смотрю на Сашу, вижу модель. Я смотрю на
Мишу – технолог, на Леху – танцор. Смотрю на учителя и вижу ангела,
почему-то без крыльев. Я смотрю на рассвет и вижу надежду. (Саша)
***
Иногда на уроке свободного письма я не знаю, что писать. Как и
сейчас. Причины разные: нет вдохновения, недосып, ну и так далее. И
из-за этого я с трудом пишу текст, который становится белибердой. Но
иногда какая-то мысль становится чем-то большим, чем мысль, она
становится грандиозным и невероятным. И получается восторг мыслей! Но,
как всегда, этот восторг мыслей заканчивается рано или поздно, и ты все
равно потом будешь задавать соседу по парте этот вопрос: «Что мне
писать?» (Егор)
***
Весной я хочу поехать в деревню, там построить засидку,
достроить дом. Засидку я хочу сделать так: на дереве спилить пару веток
и прибить досок, чтобы можно было хорошо стоять на ней.
В домике надо сделать крышу, а то из пленки под натиском снега
порвалась, но в этот раз крыша будет из шифера.
Летом я месяц поработаю, потом месяц буду в Брянске. Там
половлю рыбу, похожу в походы. В августе поеду помогать строить
монастырь.
Первого сентября пойду в школу. Зимой снова буду играть в снежки,
отмечать Новый год. (Егор)
***
Небольшая закрытая церковь стояла передо мной, как будто живое
существо, которое спит и ждет часа пробуждения. Когда я оглянулся, то
увидел вдалеке огненно-красный лес. Перед лесом раскинулось все еще
зеленое поле. Осенний ветер, пытаясь сделать небо зеркально чистым,
сгонял белые облачка в одну большую дождевую тучу. Туча, увидев, что
тут были готовы к дождю, фыркнула и лениво пошла искать менее
подготовленную жертву. (Илья)
***
В один из дней я, как всегда, встал достаточно поздно. И
раздвинул шторы. Я очень удивился, когда увидел, что вся улица белая.
Деревья были как будто из пуха. Такое ощущение, что какой-то гигант
подул на одуванчик. А его семена упали на нашу улицу. (Марк)
***
Пять признаков, по которым можно узнать рыцаря в толпе
Он в серебряных доспехах. У него очень красивое имя, например,
Лоэнгрин. Он обязательно должен быть на коне. Он смелый, храбрый и
очень отважный. Прискачет и спасет любую даму. (Лиза)
***
Я сажусь в поезд и еду далеко-далеко. Я смотрю в окно и вижу
себя. Вот я родилась, а вот я иду в детский сад, а потом в школу.
И что это за поезд, почему он так долго едет, как будто плывет по
дороге жизни? Я никогда не задумывалась, но у меня такое ощущение, как
будто этот поезд всегда со мной, и когда я грущу, он подхватывает меня
и уносит в сторону грусти, где я нахожусь, пока не перестану грустить.
Еще я стала замечать, что из страны грусти намного сложнее уехать, чем
приехать туда! (Маша)
***
Зачем я живу на этой планете? Я не понимаю! Люди только орут,
едят, спят и занимаются другой ерундой. Жизнь бессмысленна. Это лично
мое мнение. Когда мне скучно – я читаю, когда устаю делать уроки –
читаю, когда хочу спать – читаю, устаю читать – читаю. Меня здесь
держит только чтение: это мой смысл жизни. Даже сейчас я читаю про то,
что я читаю. Когда мне надоест читать? Что я буду делать? Про это в
книге не прочитаешь. Буду считать. Я посчитал, что слово «читаешь»
употребляется 11 раз. Надоест считать, буду опять читать, и так по
кругу. Выходит, жизнь бессмысленна. (Кирилл Ш.)
***
Смысл жизни заключается в том, что не надо стоять на одном
месте, надо двигаться вперед, достигать новых целей. Жизнь – это забег
спортсменов. Есть старт – ты родился. Начинаешь бежать все быстрее и
быстрее. Жизнь проходит очень быстро. Ты стремишься все выше и выше. И
вот финиш – ты должен быть рад тому, что успел сделать за свою жизнь.
(Владимир)