Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

«С этой четверти выхожу на 40 часов...»

Почему учительские письма и министерские отчеты пишутся словно в параллельных мирах?

На днях довелось услышать просвещенное мнение большого чиновника: со школами власть разбиралась в преды­дущее десятилетие, теперь в системе порядок: Нацпроекты, НПФ, НСОТ, ФСКО и так далее – сыграли свою роль. А сейчас, говорит, время разбираться с вузами. Напрашивается вопрос: а оглянуться не хотите?
Нам пришло письмо учителя математики из районного города:

«С этой четверти выхожу на 40 часов. Производственная необходимость, говорит директор. Это значит, работать некому, еще одна учительница у нас ушла, бросив выпускные классы. Имеет право, конечно, у нее выслуга, но если подумать – зачем бралась. Почему могла работать, когда дорабатывать стаж надо было любой ценой, и не смогла, когда постромки ослабли? Я думаю, если бы обстановка в школе была хоть немного дружелюбнее, а главное – спокойнее, чтоб не дергали каждую минуту распоряжениями, смысл которых сразу и не поймешь, а «зачем» не спросишь, – тогда бы люди не взвивались от ничтожной неприятности и не сбегали бы посреди учебного года. …И вот я с содроганием жду завтрашнего дня – 7 уроков математики в разных классах. Тетради. Но поддерживает мысль, что, может, меня теперь постесняются дергать. Или не постесняются? Я-то еще не на выслуге…»

Это как раз о цене завоеванного реформами «счастья»: учитель под тяжким прессом и стремится уйти при первой возможности, тогда как руководители образования внедряют новые и новые проекты. Из свежего отчета областного министра образования:

– Показатели качества сегодня диктуют родители, общество и государство. Это и выбор предметов для освоения на профильном уровне, и овладение иностранными языками, индивидуализация образовательных маршрутов, изменение учебного плана, сменность занятий и количество обучающихся, которые после своевременной коррекции смогли обучаться по общеобразовательным программам… В практику вводятся эффективные контракты для достижения показателей результативности и качества деятельности образовательных организаций. Это не только система показателей, за которые платят педагогу, но и система обязательств педагогов, которые они берут на себя с целью достижения организацией показателей качества…

Как видим, небо и земля. Тут уроки вести некому, нет никаких учителей, а там сто пятьдесят показателей достижения качества. Сдается, школы у учителей и у чиновников какие-то совершенно разные. Но одна у другой в подчинительной связи, поэтому пережить-то «новые порядки» учителя кое-как переживают, но не без потерь и последствий.
Не поспоришь с чиновником: шаг длиною в десять лет сделан, происходящее необратимо.

Рейтинг@Mail.ru