В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие системы СПО: в чем ключ к успеху?
Результаты мониторингов показывают, что залог высоких конкурсов в колледжи – высокая доля малого и среднего бизнеса в экономике региона
На днях в рамках проекта «РИА Новости» «Социальный навигатор»
был представлен рейтинг региональных систем среднего профессионального
образования (СПО) в России. Исследование было проведено
при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга
и статистики образования. Представил результаты исследования
исполнительный директор ассоциации Марк Агранович.
Экономика или
бизнес: кто влияет?
«Несмотря на то что каждый родитель прочит своему ребенку
учебу в университете, среднее профессиональное образование становится
сейчас все более востребованным, – говорит Марк Агранович, – и не
только рынком труда, но и семьями учащихся».
Для описания ситуации были выбраны всего два критерия: востребованность
выпускников на рынке труда (доля молодых людей с дипломом СПО
относительно общего числа занятых) и конкурс на программы СПО. Никакие
другие факторы, касающиеся «внутренней кухни» учреждения,
исследователей не интересовали – важно не то, как был достигнут
результат, а то, что получилось на выходе. Поправочный коэффициент –
численность учащихся в системе СПО на долю населения – позволяет не
учитывать уровень безработицы, который разнится в зависимости от
региона.
В рейтинге участвовали все регионы России, кроме Чукотки и
Ямало-Ненецкого автономного округа – о них не было собрано достаточно
информации. Москва и Санкт-Петербург были объединены со своими
областями – ввиду того, что в этих городах учатся и люди из области.
Особенностью этого рейтинга оказалось опровержение распространенных
заблуждений. Во-первых, и в верхней, и в нижней части рейтинга
встречаются регионы разной экономической успешности – следовательно,
экономическое состояние региона не влияет на уровень развития системы
среднего образования.
Во-вторых, спрос на систему СПО также мало зависит от структуры
экономики. В тех регионах, где в экономике преобладает бюджетный
сектор, спрос чуть больше.
Гипотеза о том, что наличие развитой системы высшего образования влияет
на конкурс в СПО, тоже не подтвердилась. Даже в регионах, где многие
идут в вуз, колледжи набирают много молодых людей и отлично их
трудоустраивают.
Значительно на систему СПО влияет только один фактор: наличие развитого
малого и среднего бизнеса. Десятку лидеров по системе СПО составили
Алтай, Якутия, Астраханская и Амурская области. А Москва, несмотря на
все решительные меры по совершенствованию системы, оказалась на
семьдесят первом месте.
Семья и рынок
труда: поиск консенсуса
А вот действительно значимая тенденция: существуют большие
разрывы в уровне востребованности системы СПО регионом и семьей. Причем
в обе стороны: регион испытывает дефицит, а родители не отдают учиться;
или люди и рады получить специальность, а регион не поддерживает. Так,
в Кабардино-Балкарии наблюдается значительный недобор в учреждения СПО,
а в Смоленской – немалый конкурс, но тут проблемы с трудоустройством.
Востребованность на рынке труда не всегда означает принятие семьей этой
профессии, разрыв между востребованностью и привлекательностью понятен.
Ведь родители ожидают от образования ребенка многого.
– Да, профильное обучение в принципе очень востребовано, но
есть разница в восприятии этой ступени семьями студентов и
государством, – подчеркивает руководитель Центра профессионального
образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Владимир
Блинов. – Осознанный выбор профессии, если следовать европейским
источникам, происходит в возрасте не 16 и 18 лет, а много позже.
Уровень среднего профессионального образования воспринимается самими
молодыми людьми не как выход на рынок труда, а как выбор профиля.
Истинный выбор профессии произойдет позже.
Следовательно, пора если не менять всю систему подготовки
рабочих кадров, то хотя бы пересмотреть ориентиры.
– Подготовка по рабочей профессии – это опыт приобретения
квалификации, а работа на промышленном предприятии – хороший камень в
возведении такого здания, как инженер, – считает Блинов, – мы же
говорим о непрерывном образовании!
СПО и государство: уточнение
задач
Региональная система СПО обычно готовит специалистов для
региона. И вообще, по мнению Аграновича, мобильность внутри нашей
страны довольно низкая и однообразная. Мало какой выпускник СПО может
рассчитывать на большой заработок сразу, то есть способен купить
квартиру в другом регионе. Cистема СПО решает в том числе и социальные
задачи региона.
– Например, девочки, учащиеся колледжа, не могут найти работу
в своем регионе. Да, но важно, что им есть где учиться, они если уедут,
то не сразу, – объясняет Агранович.
– Если взять какую-нибудь депрессивную территорию, то наличие
колледжей в нем – одна-единственная возможность хоть чем-то заняться,
не уехать и не уйти на улицу, – добавляет директор Центра мониторинга
качества образования НИУ-ВШЭ Вячеслав Башев.
Эксперты призывают начать наконец серьезно относиться к
ступени среднего профессионального образования. Так, перевод в
региональное или отраслевое подчинение – это уже серьезное испытание
для колледжей.
– Есть надежда, что мы сейчас уйдем от ПТУ, которые всегда
были мрачными заведениями, – отмечает Владимир Блинов, – и тем важнее
обратить внимание на параметр востребованности, а не мерить
эффективность физическими показателями типа количества метров и
стульев. Надо понимать, что такое реальная образовательная среда
колледжа.
От разговоров – к нормам
закона
Пока суд да дело, «Российская газета» – Федеральный выпуск №
6223 (247) – опубликовала Приказ Минобрнауки «Об утверждении перечней
специальностей и направлений подготовки высшего образования», в котором
черным по белому написано: прикладной бакалавриат может открыть любой
вуз, техникум или колледж.
То есть бакалавриат, магистратура и специалитет остаются в системе
высшего образования, но теперь бакалавриат делится на академический и
прикладной. Оба вида рассчитаны на четыре года, но после прикладного
бакалавриата выпускник получит не только теоретические, но и
практические навыки и сразу сможет пойти на работу. Основа прикладного
бакалавриата – программы среднего профобразования плюс теоретическая
часть из высшей школы. Предполагается, что со временем он станет самым
массовым уровнем образования.
Программы прикладного бакалавриата уже есть по химии, картографии и
геоинформатике, экологии, архитектуре, корабельному вооружению,
прикладной информатике, информатике и вычислительной технике,
оптотехнике, прикладной механике, нефтегазовому делу, металлургии,
материаловедению. Среди гуманитарных направлений прикладной бакалавриат
есть на хореографии, документоведении, рекламе, социальной работе,
социологии, экономике, менеджменте, управлении персоналом.
А уж на академический бакалавриат пойдут те, кто захочет заканчивать
магистратуру. После нее все выпускники получат квалификацию «магистр».
Все эти новшества – во исполнение Закона «Об образовании в РФ», суть
которого – предоставить гражданам разнообразные формы и способы учебы в
любой точке их жизни.