ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Единый учебник истории: очередной фальстарт?
Сюжет создания «единственно правильной» школьной версии новейшей истории уже сам по себе пора записывать в учебники
1 ноября 2013
года на утверждение Президенту РФ поступила базовая концепция единого
учебника истории России.
В ближайшем будущем нас ждет конкурс на создание единой линейки
учебников истории – «свободных от двойных толкований и выверенных
стилистически», по словам Владимира Путина, который и озвучил эту идею
в феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям.
Молчание министра
Самое любопытное обстоятельство в этой истории – молчание
министра образования Дмитрия Ливанова, который официально является
заместителем руководителя рабочей группы по созданию концепции
«единственно верного» учебника (руководитель – председатель Госдумы РФ
Сергей Нарышкин, научный руководитель – директор Института всеобщей
истории РАН Александр Чубарьян).
Хотя Ливанов и заверил журналистов, что после создания нового учебника
«другие учебники истории не будут изъяты из Федерального перечня
учебников», министр не прокомментировал, почему.
Объясняю: в российском образовательном законодательстве уже заложена
вариативность учебников истории. Согласно «Закону об образовании в РФ»
федеральные государственные образовательные стандарты должны
«обеспечивать вариативность содержания образовательных программ разного
уровня образования».
А значит, чтобы сделать учебник единственным – даже по желанию
Президента РФ, – надо переписать Закон «Об образовании в РФ».
Научная правда по шпаргалке
Похоже, вся история с единым учебником истории была затеяна
ради того, чтобы узнать, что думает общественность по поводу своей
истории. Но не вышло.
Кавказ промолчал на заявление разработчиков, что новый учебник
«расскажет «научную правду» о чеченских войнах».
Вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов с восточной
уклончивостью прокомментировал, что «взгляд из Казани» на историю
России «не совсем совпадает со взглядом из Москвы».
Комитет гражданских инициатив выступил с заявлением, что создание
единого учебника истории может привести к расколу общества.
Эксперты, собранные по инициативе Госдумы, вволю поиздевались над
командой Нарышкина–Чубарьяна, прогнав текст проекта концепции через
«Антиплагиат», и обнаружили в ней анонимные заимствования из самых
авторитетных учебников новейшей истории (А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной
«История России. ХХ – начало ХXI века»), а также с популярных сайтов
российских шпаргалок.
Хуже всего у разработчиков концепции «единственно верного учебника»
оказалось со знанием российской Конституции. Над их великолепными
промахами – особенно над тем, что первая Конституция СССР была принята
в 1922 году (хотя до 20 декабря 1922 года еще не было Советского Союза)
– не смеялся только ленивый.
Всенародное обсуждение
Впрочем, главным было всенародное обсуждение концепции нового
учебника и – консенсус общества (обещанный кем-то Президенту РФ) по
поводу отечественной истории.
– Мы являемся свидетелями небывалого исторического события:
впервые школьный учебник обсуждают всенародно, открыто, с привлечением
профессионалов из самых разных областей наук и всех заинтересованных
граждан, – заявила сопредседатель Национальной родительской ассоциации
Елена Третьякова на круглом столе в «РИА Новости» «Каким должен быть
единый учебник истории?».
В 60 регионах РФ прошли обсуждения концепции учебника с
родителями.
Чего хотели бы родители от
нового учебника?
Кострома: привести в соответствие вопросы ЕГЭ по истории с
содержанием учебника. Тула: больше рассказывать о роли язычества и о
роли Древней Руси. Оренбург: дополнить учебник истории списком
литературных произведений «для общего кругозора»…
Родителям – огромное спасибо. Правда, к «консенсусу» по поводу
отечественного прошлого это не имеет отношения.
А что сказали
дети?
Больше половины старшеклассников гимназии № 40 Екатеринбурга,
принявших участие в одной из видеоконференций, заявили, что в их
учебнике истории слишком сложные тексты, непонятные термины, мало
иллюстраций и нет словаря. Школьники предложили создать интерактивное
приложение к учебнику и добавить «все документы, на основе которых
составляются задания ЕГЭ».
Забавная деталь: старшеклассников не спросили, а сами они не знали,
учебник какого автора они критиковали.
А теперь – самое
удивительное…
В ходе «прямой линии» Владимир Путин объяснил россиянам,
почему стране необходим единый учебник истории: «В этом году в список
рекомендованных учебников истории вошли 65 учебных пособий – разве это
нормально?»
Да, это удивительно. Именно этот факт рассказывает – лучше любых
социологических опросов – о том, как россияне относятся к истории и
какой хотят ее видеть.
Сейчас я скажу то, чего читатель скорее всего уже не помнит. Дело в
том, что в 2002 году по личному распоряжению премьера Михаила Касьянова
в России уже был заказан и оплачен единственно верный учебник истории.
Стоимость проекта составляла 100 тыс. долларов (огромная по тем
временам сумма).
На конкурсе – к полной неожиданности участников – победили проект
издательства «Русское слово» и авторский коллектив под руководством
декана истфака Орловского университета Сергея Минакова.
Деталь: в 2002 году авторский коллектив под руководством академика
Чубарьяна и издательство «Просвещение» проиграли конкурс на
«единственно верный учебник». Не будем гадать, идет ли речь о реванше.
Важнее другое.
В 2002 году «историческую» инициативу Правительство РФ объясняло теми
же аргументами, что и в 2013 году: переизбытком в стенах школы
взаимоисключающих точек зрения на отечественную историю.
Чтобы доказать этот тезис, Минобрнауки РФ озвучило цифру: в школах
России в 2002 году дети учились по 61 учебнику новейшей истории.
Одиннадцать лет спустя их стало больше. Выход «единственно верного
учебника» ничего не изменил…
Из Положения о конкурсе на учебник новейшей истории России (2002 год):
«… должен: опираться на новейшие достижения современной
исторической науки, представлять Россию в контексте всемирной истории,
показывать историю России как многонационального государства,
способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, национального
самосознания, исторического оптимизма… быть написан ярким, образным
языком».