ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
У РАО новый президент
И, похоже, это только начало реформ в академии
В конце октября в Москве прошло двухдневное Общее собрание
Российской академии образования (РАО). Как известно, минувшим летом
президент РАО Николай Никандров, возглавлявший академию с 1997 года,
оставил свой пост после жесткого разговора с министром Дмитрием
Ливановым, по мнению которого, академия нуждается в срочной радикальной
реформе.
Напомним, Академия педагогических наук была создана в 1943 году, тогда
в ней работали 26 человек. Сегодня в РАО, ее преемнице, 125 академиков
и 150 членов-корреспондентов; средний возраст – 70 лет.
Тот факт, что РАО не вошла в новую объединенную РАН, сохранив
самостоятельность, сотрудников академии настораживал: что-то все-таки с
ними сделают, но что? Так что проведенное в столь тревожное для
академии время Общее собрание единогласно одобрило представленную на
пост президента кандидатуру декана филологического факультета,
президента Санкт-Петербургского государственного университета, доктора
филологических наук, академика РАО Людмилу Вербицкую.
Но способна ли организация к реальному реформированию? Или новое
руководство РАО явится в роли ликвидационной комиссии?
Из достоверных источников нам стало известно, что переформатирование
организации пойдет в русле реализации реформы педагогического
образования. Планируется некий новый образовательный «холдинг» под
эгидой Министерства образования и науки РФ, который соберет воедино
академические и педагогические вузы, охватит повышение квалификации и
переподготовку работников образования, прихватит и другие институты
данной направленности. Системно-стратегические решения пока на стадии
разработки.
Как бы то ни было, Людмила Вербицкая приступила к исполнению
обязанностей президента академии до утверждения правительством.
Известно, что Людмила Алексеевна отстаивает идею ЕГЭ, идею создания
единой линейки школьных учебников русского языка (специалисты
Санкт-Петербургского университета под ее руководством уже заканчивают
работу над новым курсом).
В своей речи на Общем собрании она назвала приоритетными следующие
направления работы академии: система социализации и воспитания детей;
разработка моделей поиска, выявления и развития одаренности;
проектирование стандартов, программ, технологий и механизмов
образования и развития; разработка основ государственно-общественного
управления образованием; продвижение научных результатов в практику.
Завершила свою речь Людмила Вербицкая словами о плодотворности диалога
науки и государства: «Я точно знаю, что у нас одни цели, общая
ресурсная база и общее мерило качества – образованная Россия. А этого
уже достаточно для успеха».