О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Филологи Санкт-Петербургского Европейского университета
попытались посмотреть на школьную жизнь с необычной стороны – с точки
зрения социолингвистики. С этой целью В.Барановой, Т.Гавриловой,
Е.Пановой и К.Федоровой были проведены несколько исследований,
сфокусированных на вопросах: какая языковая политика декларируется (и
проводится) в настоящее время в нашей стране и способствует ли школа
реализации заявленных целей? В чем с точки зрения языковых структур
состоят основные особенности общения родителей и учителей с детьми?
Какие подходы преобладают при изучении иностранных языков? Каким
образом речь конкретных учеников сказывается на их взаимоотношениях с
педагогами?
Результаты этой работы представлены в статье К.Маслинского «Социолингвистика школы: модель
для сборки» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 3 за 2013 год).
В частности, выяснилось, что отношение российских педагогов к
школьникам в значительной степени обусловлено тем, что в науке
называется «мгновенной оценкой собеседника», то есть оценкой дотоле
незнакомого человека по его речи. И что на эту оценку очень сильно
влияют стереотипные представления о социальном контексте: «на этом
диалекте говорят выходцы из деревни», «такие интонации используют
только гламурные барышни»…
Отметим, что эти установки, как правило, не осознаются людьми. Это
доказано экспериментально. В статье описан один из таких экспериментов,
который проводился западными учеными по методике «парных масок». Суть в
том, что слушателям предлагалось охарактеризовать содержание речи дзвух
разных людей. При этом содержание того, о чем люди говорили, всякий раз
оставалось примерно одним и тем же, различия были только в самом
способе выражения: в каждой паре противопоставлялись два
языка-диалекта, различающиеся престижем и функциями в обществе. И
оказалось, что в зависимости от особенностей произношения восприятие
речи и самого человека существенно менялось в сторону более позитивного
или негативного.
Следствием подобных неосознанных оценок в российских школах зачастую
становится то, что учитель относит ребенка к категории желательных или
нежелательных учеников. При этом любые логопедические особенности речи,
включая акцент любой силы, вызывают настороженное отношение. Правда,
ребенок с легким акцентом оценивается выше, если содержание его речи,
на взгляд взрослого, адекватно ситуации.
Показательно, что учителя, судя только по предъявленной им речи детей,
могут аргументировать свое отношение к ученику социальным статусом,
национальной принадлежностью или личными особенностями, но в то же
время зачастую неверно определяют пол младшеклассника по голосу.
Психологи давно открыли, что ощущение уверенности укрепляется
в ребенке тогда, когда он ясно понимает границы дозволенного и
недопустимого поведения, осознает и разделяет общепринятые правила. Но
каким образом следует вводить правила класса? В статье «Дорога к школе: как становятся
учителем» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2012 год) своим
опытом делится заслуженный учитель РФ Наталия Хомутовская. Один из
приемов, который использовала учительница, заключается в разработке
специальной анкеты, на вопросы которой она отвечала вместе с детьми.
Приведем примеры некоторых вопросов.
Мне бы хотелось, чтобы ученики моего класса были... Какими? Как ты
думаешь, за что должны тебя уважать в классе? Школе? Как ты думаешь,
чем учитель может обидеть ученика? Как ты думаешь, чем ученик может
обидеть учителя? Как помочь учителю, чтобы урок был радостным, сложным,
напряженным, насыщенным, многообразным? Какими ты хочешь видеть уроки?
Что нужно сделать, чтобы новым ученикам было хорошо и уютно в нашем
классе? Какие вопросы мы должны задать новеньким, чтобы получше
познакомиться с ними?
Вторая часть статьи посвящена осмыслению собственной практики
организации методической работы в школе (уже в качестве заместителя
директора), суть которой Наталия Михайловна определила как «управление
успехом», а главную задачу – как выстраивание системы методической
работы таким образом, чтобы у учителя возникала потребность в
профессиональном росте.