Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Фоминова Алла

Чтобы ребенок понимал критерии, по которым его оценивают

Тогда отметка не станет приговором, а наметит учебные перспективы

То, как ребенок реагирует на отметку, зависит от большого количества факторов: возраста, склада характера, уровня его притязаний. Один честолюбив и всеми силами рвется к пятеркам, для другого и тройка – результат напряженных трудов, а третий вообще давно махнул рукой на отметки. Большую роль в переживаниях ребенка по поводу четвертной отметки, которая выставлена в дневник и ее уже не скроешь, играют ожидания семьи, отношение близких, их реакции на этот столбик цифр: у кого-то мама плакать начинает, а у кого-то отец хватается за ремень или не выпускает в каникулы гулять.

Для многих детей ситуация обязательного оценивания становится стрессовой. Но стрессы сопровождают нас всю жизнь, так же как и оценивание. Не в наших силах избавить детей от этого в будущем, зато мы можем научить их справляться с подобными ситуациями. Подыгрывать ученику, выставляя завышенный балл, чтобы не огорчать ребенка, не всегда правильно. В дальнейшей жизни его, к сожалению, ожидают многие и многие огорчения, преодолевать которые нужно научиться в более или менее безопасной ситуации.
Это совершенно не означает, что в последний день четверти мы перестаем быть педагогами, не только обучающими, но и воспитывающими. Наша оценка всегда должна быть оптимистичной, даже если выставлена отметка «удовлетворительно». Ребенок всегда находится в развитии, завтра у него могут измениться отношение к учебе, мотивы учебной деятельности, появиться новые интересы. Поэтому непозволительно фиксировать неудачу ребенка, выдавая ему дневник: «Я ставлю тебе тройку: задания выполнял кое-как, старался мало, вел себя плохо». Остается невысказанным, но ощущаемым: «Троечник и есть троечник. Так тебе и надо. Так у тебя будет и дальше».
Очень важно наметить перспективу для ребенка, возможность и реальность изменения ситуации в лучшую сторону. Даже тройка может быть воспринята спокойно, если сопроводить ее комментарием: «Да, пока тройка, но у тебя явно есть потенциал для более высокой отметки. Думаю, что в следующей четверти вполне может получиться четверка». Можно сразу включить ребенка в процесс приближения этой реальности, предложив ему сделать небольшое интересное задание на каникулах, чтобы новую четверть начать с позитива. Можно в некоторых ситуациях и обеспечить эффективность выполнения этого задания, предложив материалы, книги: «Я предлагаю тебе написать доклад по биографии этого замечательного математика с удивительной судьбой. Тогда и его теоремы наши ученики будут по-другому воспринимать. Книгу могу тебе дать на каникулы, другие материалы, если хочешь, поищи сам. Сразу после каникул сделаешь сообщение, и начнем с тобой разворот в сторону четверки в следующей четверти». В зависимости от возраста, особенностей ребенка меняется степень помощи педагога, стиль прорисовки перспективы.
И еще… Очень важно сопроводить любую отметку комментарием, чтобы ребенок понимал, по каким критериям его оценивают. Иначе даже пятерка может не избавить от чувства напряжения и тревожности: «не заслужил, ведь четверка выходила».
Иными словами, мы не должны отправлять ученика на каникулы как с отметкой-клеймом, так и с отметкой-неопределенностью – «почему так, а не иначе».
И несмотря на все это все равно достаточно часто ребенок уходит на каникулы, ощущая ситуацию незавершенности, недоработанности. Но пусть эта незавершенность будет связана с чувством позитивной перспективы и пониманием, что именно от него самого, от его усилий зависит и его успешность в учебе, и его развитие, и его дальнейшая жизнь.

Рейтинг@Mail.ru