Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

За школьной партой – на университетской скамье!

В столичном образовании пробуют создать новое связующее звено между школой и вузом

Новшество московского образования: при вузах создаются предуниверсарии. Это не платные подготовительные курсы, а бесплатное обучение старшеклассников в вузе по школьной программе. Идея понятна: дети заинтересованы поступить в вузы, вузы – получить хорошо подготовленных школьников. И вузы готовы учить детей для себя, своими силами. 

Хочешь сделать хорошо – делай сам

1 сентября 2013 года по инициативе Департамента образования г. Москвы – http://www.educom.ru/ru/official/detail/?ID=61687 стартовал пилотный проект по организации предуниверсариев при столичных вузах. Первая и главная цель эксперимента – укрепить связь между школой и вузом, помочь старшеклассникам, завтрашним студентам, интегрироваться в университетскую среду. Вторая, более приземленная, но не менее важная задача – устранить пробелы в знаниях учащихся, которые мешают им освоить программы высшего образования в период обучения в вузе. Не секрет, что на «дотягивание» первокурсников до необходимого уровня у вузовских преподавателей уходит от нескольких месяцев до года.
Наконец, третья миссия предуниверсариев состоит в том, чтобы сориентировать подростков на специальности, профильные для данного вуза.
Принципиальная новизна предуниверсариев по сравнению с подготовительными курсами – их бесплатность для учащихся. Финансирование поступит из столичного бюджета в виде субсидий в объеме 123 тыс. рублей на каждого ученика в год (по нормативу, общему для всех московских старшеклассников). Свою долю внесут и вузы.
В то же время конечной целью пред­универсария не является поступление учащихся именно в данный вуз. Если раньше (до введения обязательного ЕГЭ) выпускники платных подготовительных курсов и школ, которые считались базовыми для того или иного вуза, поступали почти автоматически, то в новых условиях шансы абитуриентов зависят исключительно от результатов ЕГЭ. Разумеется, на эти результаты существенное влияние оказывает и качество подготовки; и это качество вузы готовы обеспечить в большей степени, нежели школы: гарантией могут служить научные кадры и лабораторная база.
И вот важное добавление: речь пока идет о сильных вузах, которые вкладывают средства в свое развитие и привлекают лучших преподавателей. Это МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИФИ, МИИТ, Первый медицинский университет им. И.М.Сеченова. Уже идут занятия в предуниверсариях при РГГУ и НИУ «Высшая школа экономики».

По новому ФГОС для старшей школы

Ребята обучаются непосредственно в стенах вуза, но предварительно проводится отбор на конкурсной основе: например, в «Вышку» требовалось сдать три экзамена – по русскому языку, математике и иностранному; в РГГУ – пройти собеседование и предъявить результаты ГИА.
Кроме того, каждый вуз предлагает свои наработки. В РГГУ это авторские программы «Мастер» и «Открытие», предполагающие активное психологическое сопровождение учебного процесса, учет возрастных и психологических особенностей детей, применение исследовательских и проектных методов в обучении. А в НИУ-ВШЭ учебный процесс помимо преподавателей будут курировать студенты-тьюторы, задача которых – помочь осуществить учащимся индивидуальные образовательные программы.
Это важно, потому что и в РГГУ, и в НИУ-ВШЭ обучение построено на основе новых ФГОС для 10–11 классов. И хотя их массовое введение запланировано на 2020 год, вузам предоставляется возможность сделать это раньше установленного Минобр­науки срока – в зависимости от степени готовности.
А одна из главных особенностей нового стандарта – профильный принцип обучения с акцентом на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника; предоставление права выбора предметов и уровня их изучения (базовый или профильный). В предуниверсариях это уже день сегодняшний: ученик выбирает предметную область, может отдать предпочтение какому-то предмету или изучать его интегрированно. Но общий объем учебной нагрузки не должен превышать 37 часов в неделю.

Долгая дорога от мечты до практики

Идея профильного обучения впервые нашла отражение в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 года. В 2003–2006 годах проводился эксперимент по введению профильного обучения, в нем приняли участие школы 22 муниципальных образований из 10 субъектов РФ. Целью эксперимента были: апробация нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда, а также обеспечение сознательного выбора учащимися будущего направления профессиональной деятельности.
В ходе эксперимента отрабатывался механизм организации и проведения предпрофильной подготовки в 9 классах, апробировался федеральный базисный учебный план среднего (полного) общего образования (БУП-2004). В том числе преподавание предметов на базовом и профильном уровнях, элективные курсы (обязательные предметы по выбору), также проверялась и целесообразность использования портфолио учебных достижений.
Многое тогда было впервые и казалось нереальным. В 2005 году руководитель эксперимента, известный педагог Анатолий Пинский очень осторожно высказывался о перспективах внедрения профильного обучения: оно станет массовым, но не всеобщим.
Широкому распространению профильного обучения препятствовали недостаточные ресурсы школы (особенно сельской, малокомплектной) для организации различных профилей в соответствии с потребностями учащихся. Еще в 2003–2006 годах предлагалось ввести сетевую форму реализации образовательных программ, которая бы позволила подростку обучаться на базе других школ, способных обеспечить профильную подготовку. Однако на практике нововведение не сработало: не было юридической основы, и деньги тогда не следовали за учеником.
Однако Закон «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, в теме «профильное образование» расставил все точки над «i». Например, в ст. 15 (п.1,2) установлено, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские, физкультурно-спортивные и другие организации, «обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики, других видов деятельности, предусмотренных образовательной программой». Кроме того, п.3 ст. 34 закона легализует индивидуальные учебные планы, что очень важно в условиях профильного обучения, а п.4 ст.17 допускает сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Таким образом, организация предуниверсариев стала возможной.

Рейтинг@Mail.ru