Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Образовательный бюджет: на чем сэкономят?

Похоже, федеральный центр отказывается от части бюджетных обязательств, а часть перекладывает на регионы

На очередном заседании профильного комитета Госдумы обсудили проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Выводы неутешительны: расходы на сферу образования будут сокращаться. Так, если в текущем году эти расходы установлены в объеме 687,5 млрд рублей, то в 2014 г. показатель снизится примерно до 593 млрд. В 2015 и 2016 годах он возрастет до 623 млрд и 639 млрд рублей соответственно – но все равно не приблизится к уровню нынешнего года. Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Образование» по сравнению с 2013 г. (5,1%) уменьшится и составит в 2014 г. – 4,3%, в 2015 г. – 4,1% и в 2016 г. – 3,9%.

Сокращение бюджетных ассигнований объясняется несколькими причинами. Приведем наиболее значимые и весомые по объему финансирования.
Во-первых, завершается программа модернизации региональных систем образования, на реализацию которой с 2011 по 2013 г. было выделено 120 млрд рублей.
Во-вторых, ряд обязательств передается с федерального на региональный уровень. Например, выплата денежного вознаграждения классным руководителям в объеме 11 млрд 450 млн рублей со следующего года будет осуществляться из бюджетов субъектов РФ, а с 2015 г. – нагрузка на них еще больше увеличится за счет финансирования мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (4 млрд 370 млн рублей в год).
Депутаты считают недопустимым снижение расходов на образование, поскольку оно не позволит выполнить задачи, поставленные президентом в его Указах от 7 мая 2012 г.
В том числе – обеспечить достижение к 2016 г. 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Для реализации этого масштабного плана, по подсчетам парламентариев, потребуется 200 млрд рублей.
Напомним, что в этом году на эти цели из федерального бюджета регионам была выделена субсидия в объеме 50 млрд рублей, благодаря которой до конца года планируется построить свыше 500 детских садов и ввести более 350 тыс. новых мест в ДОУ.
Однако проект бюджета на ближайшие три года средства на эти цели не преду­сматривает. Не предусмотрена и поддержка с федерального уровня дополнительного образования.
Кроме того, парламентарии убеждены, что передача выплат за классное руководство 800 тыс. российским учителям на региональный уровень в настоящее время нецелесообразна и приведет к утрате достигнутых результатов по воспитанию учащихся.
Члены профильного комитета предлагают продолжить программу софинансирования из федерального бюджета программы модернизации региональных систем общего образования (пусть даже и с меньшим объемом субсидий по сравнению с предыдущими тремя годами), поскольку в этой сфере остается еще много нерешенных задач, в том числе связанных с введением новых школьных ФГОС, обеспечением бесплатными учебниками учащихся и других важных обязательств.
Есть, правда, и несколько ложек меда в этой бочке дегтя: планируется увеличить расходы на профессиональное образование, в частности, на индексацию стипендиального фонда на уровень инфляции, на устранение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов, а также выделить дополнительные бюджетные ассигнования на повышение зарплаты преподавателей вузов – правда, с одной настораживающей оговоркой: с учетом планируемого снижения контингента студентов и как следствие этого – сокращения числа педагогов, занятых в высшем образовании.
Зато государство не пожалеет денег на поддержку ведущих вузов: 10,5 млрд руб­лей в 2014 г., 12 млрд рублей – в 2015 ьг., 12,5 млрд рублей – в 2016 г. и на программу развития ведущих классических университетов РФ (в 2014 и 2015 гг.– по 1 млрд рублей каждому вузу).
Депутаты не выразили большого энтузиазма по поводу этих показателей, считая, что политика адресных инвестиций в отдельно взятые привилегированные храмы науки усугубляет неравенство в сфере высшего образования. По их мнению, средства следует направить на укрепление позиций рядовых региональных вузов, которые зачастую лишены возможности приобрести современное оборудование и провести элементарный ремонт.
В заключении комитета отмечается, что проект бюджета на ближайшие три года «может быть рекомендован к принятию его Госдумой в первом чтении только при условии учета высказанных замечаний и предложений».
...Удастся ли депутатам отстоять свою позицию, покажет первое чтение, которое, по предварительным данным, должно состояться в конце октября.

Рейтинг@Mail.ru