Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2013
Первая тетрадь
Политика образования

Кожурина Людмила

Госзаказ на воспитание

Похоже, через год мы получим официальные педагогические ориентиры

Как сообщило «РИА Новости», Министерство образования и науки до конца 2014 года представит президенту и правительству проект Национальной стратегии развития и воспитания детей в Российской Федерации. Это будет «новая общественно-государственная система воспитания детей, обеспечивающая их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение».
Работа над проектом началась обыкновенным образом: задачу разбили на части. Формирование российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия – отдельно; вопросы детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции – отдельно, а тема детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развития туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств – отдельно. Очевидно, ничто не мешает дальнейшему дроблению задач, ибо предполагается привлечь специалистов разных министерств и ведомств. На заключительном этапе умные головы сведут все разработки в целостный документ.
Судя по такому заходу – ничего нового. Принцип «чтобы было»: единое представление о развитии образования до 30-го года, о федеральном стандарте, о школьной форме, литературе, о правильной истории страны. В том числе понятие о том, как надо воспитывать детей. Так что учителя в ответ на эту новость обреченно вздыхают: «Хоть бы взяли они себе отпуска, что ли… ведь выдадут, чего доброго, ФГОС по воспитанию».
Между тем понятная и достижимая государственная стратегия воспитания и развития подрастающего поколения нужна. Межведомственная координация в решении проблем защиты детства крайне необходима. Воспитание как системное звено образовательной политики должно быть оформлено.
И все эти долженствования, разумеется, следует прописывать на уровне обязательств государства перед гражданами, а не наоборот. Государство обязуется создать такие-то условия, вложить столько-то ресурсов, так-то урегулировать правовую базу, чтобы молодые люди ценили свою Родину, умели бы жить в обществе и были законопослушны и толерантны.
Но в нашей стране чиновник не для того водится, чтобы отвечать за свои обязательства. Он для того, чтобы перекладывать обязательства непосредственно на тех, кому обязан служить. Так, например, совершенно непонятно, почему у нас образовательное учреждение, а не государство отчитывается за исполнение ФГОС – должно быть наоборот. И где гарантия того, что последствиями нового воспитательного проекта не станут отчеты наверх от мам-пап-учителей-тренеров-вожатых…

Рейтинг@Mail.ru