Госзаказ на воспитание
Похоже, через год мы получим официальные педагогические ориентиры
Как сообщило «РИА Новости», Министерство образования и науки
до конца 2014 года представит президенту и правительству проект
Национальной стратегии развития и воспитания детей в Российской
Федерации. Это будет «новая общественно-государственная система
воспитания детей, обеспечивающая их социализацию, высокий уровень
гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное
поведение».
Работа над проектом началась обыкновенным образом: задачу разбили на
части. Формирование российской гражданской идентичности, культуры,
толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и
межконфессионального взаимодействия – отдельно; вопросы детской
безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции –
отдельно, а тема детских и юношеских творческих объединений, лагерей
труда и отдыха, развития туризма и краеведения, поддержки музейных
учреждений и школ искусств – отдельно. Очевидно, ничто не мешает
дальнейшему дроблению задач, ибо предполагается привлечь специалистов
разных министерств и ведомств. На заключительном этапе умные головы
сведут все разработки в целостный документ.
Судя по такому заходу – ничего нового. Принцип «чтобы было»: единое
представление о развитии образования до 30-го года, о федеральном
стандарте, о школьной форме, литературе, о правильной истории страны. В
том числе понятие о том, как надо воспитывать детей. Так что учителя в
ответ на эту новость обреченно вздыхают: «Хоть бы взяли они себе
отпуска, что ли… ведь выдадут, чего доброго, ФГОС по воспитанию».
Между тем понятная и достижимая государственная стратегия воспитания и
развития подрастающего поколения нужна. Межведомственная координация в
решении проблем защиты детства крайне необходима. Воспитание как
системное звено образовательной политики должно быть оформлено.
И все эти долженствования, разумеется, следует прописывать на уровне
обязательств государства перед гражданами, а не наоборот. Государство
обязуется создать такие-то условия, вложить столько-то ресурсов, так-то
урегулировать правовую базу, чтобы молодые люди ценили свою Родину,
умели бы жить в обществе и были законопослушны и толерантны.
Но в нашей стране чиновник не для того водится, чтобы отвечать за свои
обязательства. Он для того, чтобы перекладывать обязательства
непосредственно на тех, кому обязан служить. Так, например, совершенно
непонятно, почему у нас образовательное учреждение, а не государство
отчитывается за исполнение ФГОС – должно быть наоборот. И где гарантия
того, что последствиями нового воспитательного проекта не станут отчеты
наверх от мам-пап-учителей-тренеров-вожатых…