УЧИТЕЛЬСКИЕ МЕМУАРЫ
Орда и Мамай
Послевоенный учитель, послевоенные учителя
Вспоминаю… Мне 19 лет. Я только закончила педучилище.
Школа.Второй класс. Для меня первый класс в жизни. 36
человек.
Мальчики и девочки. Первый вопрос на уроке, заданный мне Бетрединовым
Айсаром: «Валерия Михайловна, а сколько раз вы видели живого Ленина?»
***
«Орда и Мамай». Так прозвали в школе меня и мой класс. Сижу
как-то проверяю тетради во время свободного урока. В класс врывается
разъяренная учительница пения:
– Идите и приструните своих оголтелых! Я знакомлю их с русскими
народными песнями, а Айсар и иже с ним орут: «Мы с тобой два берега у
одной реки!».
***
Айсар, кстати, был довольно грамотным. Но странная вещь:
никогда не ставил восклицательного знака: он напоминал ему слезу.
***
Идет урок. Тема «Огородные растения». Время подходящее – конец
сентября. Меня предупредили, что «кто-то» должен присутствовать.
Явилась в школу с сумками, груженными овощами. Не смогла достать только
шпинат. На всякий случай спрашиваю: «Дети, а кто знает, что такое
шпинат?» Отвечает Абулхаков Байрон: «Шпинат – это дядя-шпион». Я дала
себе слово никогда его не спрашивать, если в классе присутствует кто-то
посторонний.
***
Учился в классе Володя Батятников. Его воспитывала одна мать,
глухонемая. Приходилось ее иногда вызывать в школу: ленился Володя, вел
себя неважно. Когда мама появлялась в школе, сыну приходилось быть
переводчиком. Не сразу, но все-таки мы поняли, что переводит он вовсе
не то, что говорят о нем учителя. Иначе с чего бы во время неприятного
разговора маме улыбаться? Вызовы скоро прекратились.
***
Миша Жилин был странным мальчиком. Слишком эмоциональным.
Однажды на перемене, после урока истории, он подбежал ко мне с какой-то
палкой и закричал: «У, противная Фаня Каплан!»
Видно, на уроке им что-то рассказывали.В школе ожидалась комиссия, все
блестело, кругом чистота. В холле, на стульях, возлежит Миша, на животе
у него крест, сделанный из бумаги.
– Миша, что ты здесь делаешь?
– Не мешайте. Хочу отправиться в мир иной. Мертвые лучше живых.
Я приходила домой, рассказывала о нем. Моя мама возымела желание своими
глазами посмотреть на чудо: «Я пойду с тобой в школу. Скажу, что я
инспектор и хочу с ним познакомиться». «Инспектор» очень мягко
поговорила с Мишей:
– Я вижу, ты хороший и умный мальчик.Ты можешь показать мне свои
тетради и учебники?
– Пожалуйста, вот они.
Все тетради и учебники с вырванными листами,
изрисованные, исчерченные.
– Миша, в этом же невозможно разобраться.
– Ну, товарищ инспектор, стоит ли вам и мне из-за такой ерунды нервы
портить?