О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Серия исследований, посвященных ценностным ориентациям
российских подростков, была проведена с 1993-го по 2010 год кандидатом
социологических наук З.Селивановой. Их результаты обобщены в статье «Динамика и взаимосвязь
ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков» («СOЦИС»,
№ 8 за 2013 год).
Какие же тенденции выявило исследование? В иерархии ценностей первые
позиции по-прежнему занимают ценности традиционные: доброта, терпение
(58% респондентов), умение дружить, жертвовать ради друга (51%),
духовная сила, сила характера (51%).
Но за последние десятилетия в обществе ощутимо снизилась
востребованность стремления к реализации высоких смыслов, и как
следствие – востребованность творческих профессий. И здесь возникает
противоречие, столкновение с которым приводит к росту тревожности у
многих подростков. Они не видят для себя таких ниш профессиональной
деятельности, где могли бы реализовать свой созидательный личностный
потенциал (среди таких ребят довольно много романтиков, стремящихся
развить в себе силу духа, «бороться со злом и несправедливостью»,
«научиться создавать прекрасное») и при этом обеспечить достойное
материальное существование себе и своей семье.
Вместе с тем все заметнее становится влияние либеральных и
индивидуалистических ценностей. Все больше подростков называют в
качестве главных жизненных целей: открыть свое дело (46%), иметь
квартиру, много вещей, машину (33%), много денег (30%). Но у этой
категории подростков иная проблема: они, как правило, не представляют
себе, что такое взрослая жизнь, и ориентированы в основном на
беззаботное времяпрепровождение. У них гораздо слабее проявляются
установки на образование, но в большом почете физическая
привлекательность, сила, умение жить красиво. Цель «открыть свое дело»
зачастую ставится не для обретения самостоятельности, а исключительно в
связи с желанием быть хорошо обеспеченным материально.
Публикация А.Обухова «В
диалоге с миром» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 8 за 2013 год) почти
всеми экспертами журнала была оценена как «весьма эффективный опыт
работы в условиях ФГОС».
Алексей Обухов рассказывает о практике проведения педагогами
московского лицея № 1553 образовательных экспедиций, направленных на
«непосредственное познание различных природных и социальных
пространств, в том числе в процессе общения с людьми из различных
культур, познание и развитие собственных возможностей, расширение
мировоззрения».
Для лицейских педагогов экспедиция – это особое образовательное
пространство, которое выстраивается поэтапно в течение всего учебного
года.
В статье описаны педагогические тонкости и нюансы организации работы на
каждом этапе. К примеру, особое внимание уделяется выбору региона. На
стадии выбора темы решающую роль играют заинтересованность педагога,
его обаяние, увлеченность, открытость. Ведь на развитие интересов
школьника, как известно, сильнее всего влияет личность учителя, а не
специфика той или иной области знаний. Пришел, например, в школу
геолог, который к тому же любит и умеет работать с детьми, –
появилась геологическая специализация; пришел специалист по фольклору и
этнографии – начались фольклорно-этнографические экспедиции.
Практика показывает, что профессиональная ориентация старшеклассников
лучше всего формируется через личностное общение с носителями профессий.
Для успешной работы на стадии сбора материала важно, чтобы основные
принципы ведения беседы с местными жителями были разъяснены школьникам
еще перед экспедицией. Например: «Не жди, что на все твои вопросы ты
получишь всеобъемлющие ответы. Больше слушай, меньше говори. Задавать
тему разговора нужно самому, но если собеседник стал рассказывать
что-то другое, то не прерывай его сразу…»
Каждый этап направлен на «построение содержательного взаимодействия
учителя и ученика с целью их личностного развития в едином процессе». А
в результате возникает замечательный образовательный эффект: именно
конкретные этапы экспедиции задают ту «систему координат», в которой
многие ученики начинают потом определять значимые периоды и события
своей жизни.