О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Ю.Млодик
Современные дети и их
несовременные родители
М.: Генезис, 2011
Несовременные – это те, кому сейчас, как и автору, около
сорока лет. Детство прошло в советской школе с полным набором идеалов и
представлений о возможном будущем, о моделях поведения в разных
ситуациях. И вдруг все поменялось: надежные истины превратились в
ничто, исчезла уверенность в будущем. При этом нужно как-то растить
детей, внуков, готовить к взрослой жизни. Но если честно
проанализировать свою более или менее удавшуюся жизнь, окажется, что
наши модели поведения не так уж хороши и не стоит их навязывать
следующему поколению.
Доказывая это, автор рассказывает случаи из практики, эпизоды,
увиденные на улице. В них отчетливо просматриваются сплошь благие
намерения: сделать так, чтобы ребенок воплотил все, что не удалось
взрослому; или чтобы был похож на взрослого; или чтобы вырос успешным,
самостоятельным, обеспеченным. При этом родители действуют наперекор
природе ребенка. «Как непросто увидеть своего ребенка в настоящем,
увидеть его свободным от ваших ожиданий, представлений, амбициозных
намерений. Между тем без этой возможности он вырастет зависимым,
вынужденным все время собирать ожидания значимых для него людей и
пытаться им соответствовать». Хотим ли мы, чтобы ребенок жил
придуманную нами, а значит, не свою жизнь?
Это совсем не означает, что от нас ничего не зависит. Автор предлагает
позаботиться о будущем своего ребенка, разобравшись... со своим
прошлым. Оказывается, мы часто портим жизнь детям под влиянием
собственных детских травм: излишне опекаем, привязываем к себе
эмоционально, невольно препятствуем тому, чтобы в них формировались
истинно женские и подлинно мужские черты.
Как же растить ребенка «не подавляя и не травмируя»? Автор дает
некоторые рекомендации относительно родительской власти, типичных
детских травм, непослушания, пассивности или агрессии. Оказывается,
многие из этих детских проблем можно решить, начав с себя.
Эрлинг Руланн
Как остановить травлю в
школе
М.: Генезис, 2012
Травля или, на западный манер, буллинг, моббинг – одна из
тяжелейших школьных проблем. Общество обеспокоено и упрекает учителей в
бездействии. Однако чаще всего причина кроется в том, что педагоги
просто не знают, как бороться с этим явлением.
Автор книги, норвежский социальный педагог, разработал антимоббинговую
программу, которая оказалась настолько эффективной, что стала
внедряться и в других странах.
Для того чтобы совладать с каким бы то ни было проявлением, для начала
нужно понимать его природу. «Психология моббинга» – стоит в
подзаголовке книги. Автор приводит исследования своих коллег из разных
стран относительно природы травли, анализирует, какие формы насилия
свойственны для разных групп школьников. В частности, отмечает, что в
последнее десятилетие опасными орудиями моббинга стали мобильный
телефон и интернет, с их появлением уровень травли резко возрос. Описан
механизм насилия: что его запускает (преследователь ищет повод для
обвинения) и какие факторы позволяют ему разворачиваться все сильнее
(социальная дистанция, наблюдатели, особенности поведения жертвы).
Если педагоги школы примут решение о том, чтобы систематически
противостоять моббингу, им, возможно, помогут несколько принципов,
сформулированных автором: «ясная и четкая руководящая позиция взрослых;
согласованность различных мероприятий, сотрудничество для достижения
общей цели; правила, процедуры и приемы работы». Тому, как может
выглядеть воплощение этих принципов на практике, посвящена вся вторая
часть книги.