Постскриптум к чтениям
Итого. Два дня разные педагоги из разных городов России
рассказывали о своей работе с «детьми рубежа» увлеченно, остро, на
многих примерах. Остается лишь обобщить то главное, что есть в
основаниях работы каждого из них, к чему они пришли не сговариваясь,
каждый своим путем.
Никакой ребенок не потерян, любого можно продвинуть в его развитии. Чем
более ограничены его возможности, тем безграничнее практические
контексты педагогической работы, тем разнообразнее варианты поддержки.
Ни один
из выступавших не говорил о готовых методах – только о случаях,
подробное осмысление которых приводит к догадке о подходящем способе
действия.
Этот «подходящий способ», как правило, неочевидный, обходной, требующий
что-то придумать, приспособить под возникший интерес ребенка, под
мелькнувшую для него возможность. Порой впервые, спонтанно, на ходу.
Педагогическая эксклюзия: байкерские сапоги для неходящего мальчика;
сокрытие факта кражи, совершенной воспитанником, только что вернувшимся
из колонии; искренняя похвала за 25 допущенных ошибок… Так действуют
только на свой страх и риск, исходя из высших, а не расхожих
соображений пользы.
Но в чем оно – высшее соображение пользы? В утверждении человека
в ребенке. В нашем настойчивом «ты – есть» по отношению к нему. В
безусловном уважении, которое некоторым детям иначе как щедрым авансом
получить просто невозможно.
И это, конечно, риск. Тот способ, который ты вывел сам, может
сработать, а может – нет. Есть истории фантастического успеха, но
бывает – «ничего не выходит». Гарантий нет, есть только подлинность
позиции «думай, думай, голова».
Кстати, разве не рискует педагог, механически исполняющий свои функции?
Он приумножает хроническое отставание отношений с детьми от
возможностей детей и так обкрадывает их.
А тут? В обход невозможности – другая возможность. Как оживляет
ребенка-инвалида общение в Сети (виртуальный-то образ не чета
реальному). Как материнство преображает девочку из криминальной среды,
а увлечение профессией – мальчишку. Но ведь все это надо устроить…
Разглядеть наличные возможности ребенка сегодня, поддержать их, ввести
в поле общечеловеческой культуры – да, правильно, это и есть
педагогика. Но разбираться с тем, как это происходит у нас каждый день
на самом деле, приходится каждому.