МАСТЕР-КЛАСС
Почему дети нам не доверяют?
Доверие как основа отношений с ребенком. По страницам книг Симона Соловейчика
Елена ГАЛИЦКИХ, профессор, заведующая кафедрой
русской и зарубежной литературы ВятГГУ, заслуженный учитель РФ
– Посмотрите на меня, – вступила в общение с
участникамимастер-класса ведущая. Невысокая, с короткой стрижкой, в
очках…
некоторая взволнованность в голосе.
– Конечно же я волнуюсь, ведь вы, как и ребята, на первой встрече
«считываете» педагога: первый взгляд, первое впечатление решают многое
в последующих отношениях. Симон Соловейчик писал, что хороший
художественный текст не надо комментировать и анализировать. Пусть он
будет прожит, присвоен и останется в тебе каким-то особым
смыслом, потому что ты начинаешь работать с самим собой в пространстве
этого текста.
И речь здесь, разумеется, о доверии. Доверить читателю понимать.
Опираться на движение души, а не на предзаданное мнение.
– Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто
никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является
чудом, – напоминает ведущая слова Эйнштейна.
Но что значит жить в доверии к миру? Можно ли этому научиться? Елена
Галицких стала рассказывать, что значит один только «настрой на чудо»:
– Как только я выбрала тему мастер-класса, со мной начали происходить
удивительные вещи. Ко мне стали как бы притягиваться люди, письма,
события, ситуации, которые помогали мне подготовить этот мастер-класс.
Из них он и соткан.
Быть представленным
На заранее подготовленном желтом, как кленовом, листочке
участникам предлагается написать свой вопрос ведущей. Вопрос, на
который вам действительно хочется получить ответ. Только один вопрос.
Пока участники смотрят в окно, думают, пишут, Елена Галицких говорит,
что такое же задание она дает детям при знакомстве на первом классном
часе и старается сразу же ответить ребятам. И вот спустя годы
оказывается, что этот классный час им запомнился больше всего. Секрет
успеха – доверие. Даже крупицы личностных смыслов ярко освещают
отношения.
Из вопросов на «кленовых» листочках: «Почему тема именно доверие… Какая
книга перевернула Ваше сознание… Елена Олеговна, вы успешный родитель…
Что значит для вас быть счастливой?» Елена Олеговна отвечает на первые
пять–семь вопросов из стопки, а затем говорит:
– Такое взаимопредставление у нас обычно заканчивается репликой «а еще
я...». А еще я сегодня хочу поделиться с вами словом «доверие», чтобы
вы могли посмотреть на него под новым ракурсом.
Обыкновенное чудо
– Еще один шаг. Верите ли вы, что в каждом человеке солнце?
Вот вы верите?
– Да.
– А вы?..
– Теперь обратитесь, пожалуйста, друг к друг и познакомьтесь. Вы сейчас
будете работать рядом, и надо друг другу хоть немного, но доверять.
Удивительное дело, люди просто знакомятся, однако в зале происходит
какая-то важная перемена.
– Коллеги, я прошу желающих подойти к столу и выбрать для себя один
листочек с детским рисунком. Тот, который понравится.
Между тем, как выбирать: на каждом рисунке – солнце! Правда, все
солнышки разные. Как из сказки, как цветок, как девушка, есть
составленные из геометрических фигур, есть в жанре анимэ.
Елена Галицких:
– Давайте поиграем. Я приглашу сюда кого-то, у кого сегодня
почему-то грустное настроение или кто-то очень озабочен серьезными
проблемами… Можно я вас приглашу? Спасибо. Пожалуйста, обратите к нам
свои солнышки, поднимите их над собой… (На серьезном лице учителя,
стоящего перед солнышками, появляется легкая усмешка, потом теплая
улыбка, и вот она уже смеется!)
– А теперь, коллеги, посмотрите за окно. Видите? Поверьте, сколько я ни
провожу эту игру, всегда в этот момент за окном солнечно.
Грани доверия к человеку
Ведущая продолжает. Дни проходили в раздумьях о материалах для
мастер-класса, как вдруг приходит письмо: «Дорогая Елена, я посылаю вам
потрясающую анкету. Мне очень хочется, чтобы ее кто-нибудь прочитал».
Письмо написала замечательная учительница Юлия Зайцева. А анкету, о
которой она пишет, составил режиссер Андрей Тарковский в период работы
над фильмом «Зеркало», но она там не пригодилась, зато была напечатана
в газете «Первое сентября», чтобы над этими вопросами, обращенными к
матери, могли поразмышлять все. Так вот, Юлия Зайцева фактически
подарила еще одну идею для мастер-класса, ведь все вопросы анкеты – о
доверии (читатель может познакомиться с анкетой здесь: www.tarkovskiy.su).
А на занятии было предложено обменяться с соседом особо понравившимися
вопросами анкеты и по возможности поделиться ответами.
Потом перешли к чтению детских сочинений, затем – к размышлениям Симона
Соловейчика о доверии, разыграли по ролям рассказ А.Чехова «Житейская
мелочь». Еще зачитывали вслух рассказ Марианны Гончаровой «...Щинят и
каникулов...»*. Все это на тему разрушения доверия между взрослым и
ребенком. Две совершенно разные истории, но в обеих интерес взрослых к
ребенку исчерпывается поверхностными контактами по формальным поводам.
Доверие тут если и может зародиться, то лишь на короткое время, а
окрепнуть – никогда.
А в завершение участники мастер-класса поделились своим пониманием
доверия: «Это хороший разговор, в котором ты абсолютно искренен и
чувствуешь себя защищенным… Это когда можно бесстрашно открыть человеку
свою жизнь… Доверие – это ресурс любой совместности... Я не думала, что
при работе с детьми надо обращать внимание на их доверие к
тебе… Доверять надо учиться».
Анатолий ВИТКОВСКИЙ
Марианна Гончарова
«...Щинят и каникулов...»
Фрагмент
рассказа
...Как-то в класс к нам пришла Комиссия… дала несколько
контрольных работ, послушала, как дети читают, а потом стала с детьми
разговаривать. Дети не привыкли разговаривать, вот просто так –
разговаривать с Комиссией – и волновались, и отвечали невпопад, и
отмалчивались.
– Так-так, – удрученно потирала руки Комиссия, – так-так…
Дети зачарованно и испуганно переводили взгляды с Комиссии на
свою учительницу. Комиссия сказала:
– Ну что ж, напоследок простое задание: напишите, что вы
любите. Напишите… На листочках бумаги… Что. Вы. Любите.
– Это чо? – спросили дети. – Это как?
– Как-как… Ну, что вы любите? Я, например, люблю… э-э… Я,
например, люблю фауну. А вы напишите, что любите вы.
– А как это – фауна? Это чо – фауна?
– Ну какая разница? – замахала руками Комиссия. – Это я люблю фауну. А
вы напишите о том, что любите вы.
Дети, склонившись над листочками, старательно засопели. Двадцать шесть
из двадцати семи написали: «Я люблю фауну». И я тоже написала: «Я люблю
фауну». Нет, я очень многое в той моей жизни любила, но надо было знать
нашу учительницу, чтобы не распространяться по этому поводу, чтоб не
нарваться.
Разразился скандал.
Комиссия на педсовете упрекнула учительницу в том, что дети ее класса
за четыре года совсем не научились самостоятельно мыслить, выражать
собственное мнение и прочее, правда, за исключением
одного-единственного мальчика, двоечника и второгодника, который
написал корявым почерком: «Я люблю грысть мел, щинят и каникулов».
Ее реакция на результаты опроса была неожиданной. Она взревела, как
маяк в тумане:
– Болваны!!! Да разве ж я вам не говорила, что такое флора и фауна?!
Разве ж я вам не говорила, что такое фауна?! А ты, Занкин, Занкин!
Занкин! Безотцовщина! Что ты написал?! Что ты написал, я тя спрашиваю?!
Встань, когда учитель с тобой разговаривает! Встань, я тебе сказала!! Я
с тобой говорю или со стенкой говорю, Занкин?! Встань, сказала,
встань!!! И это после того, как школа так о тебе заботится, Занкин!!!
Когда школа тебе купила ботинки и пальто, Занкин!!! Ботинки и пальто!!!
Школа тебя воспитывает! Школа тебя одевает! А ты, Занкин, клоун!!!
Надо было знать Занкина…
Он, не торопясь, спокойно разулся, взял башмаки за шнурки, снял с
вешалки, тут же в нашем классе стоящей, свое страшненькое клетчатое
пальто, бесформенное пальто с клочковатым воротником, взял все в охапку
и аккуратно сложил на учительский стол. А потом босиком, в драных
носках, насвистывая и помахивая старым, видавшим виды портфелем, ушел.
Ушел, напоследок аккуратно и тихо прикрыв за собой дверь, прошипев
сквозь зубы: «Ф-ф-ф-ауна».
…А в Эдинбурге я узнала его сразу, но почему-то не подошла. На том
конкурсе в Эдинбурге клоун Занкин получил Гран-при.
Письмо в номер
На
чтениях, как обычно,
люди курсировали между аудиториями и темами, по ходу расспрашивая
друг друга о том, что было там, а что – здесь. А кто-то приходил на
заранее облюбованную тему специально. От некоторых участников
мы получили письма-отклики, и это очень значимо для нас.
Прочитав электронное сообщение о Соловейчиковских чтениях, я
заинтересовалась темой «Почему дети нам не доверяют?».
Сама я очень поздно, о чем сожалею, поняла, что доверие – основа всего:
любви, семейной жизни, отношений с детьми, со студентами, с родными.
Нет доверия – нет отношений. И так как эта истина для меня была уже
открыта, мне было интересно, как ее открывают другие люди.
Мастер-класс Елены Галицких, преподавателя из города Кирова, оправдал
мои ожидания. И не только мои: аудитория была забита до отказа, и все
работали со счастливыми лицами. Мы нашли здесь понятные и близкие
вопросы и ответы на них, успели почитать классику, причем друг другу
вслух, сдвинув столы, сидя вчетвером, глядя друг на друга. Это то, что
случилось с нами: единение, доверие, радость. С Еленой Галицких я бы
хотела встречаться еще и еще.
К сожалению, я не попала на выступление Александра Петрынина, директора
Хабаровского краевого центра психолого-педагогической реабилитации и
коррекции. Но я спросила девушку, которая присутствовала на
выступлении, и она сказала, что у нее проявился не только интерес к
теме, но и желание поехать к Петрынину и там работать, спасать детей.
Представляете?
Но я выслушала исповедь директора коррекционного интерната Елены
Поповой на одном дыхании – и весь зал тоже. Ни слова жалобы, ни просьб
– а речь о работе с детьми-инвалидами, работе на разрыв души.
Оказывается, и этот труд может быть радостью, если человек занят своим
делом, если он его любит. И тогда дети, доверенные ему, живут в
достойных условиях.
…Я ожидала от чтений чуда, и оно произошло: у нас в стране есть
замечательные учителя, блестящие педагоги.
Римма БОГДАНОВА, учитель французского языка,
Москва