ВСТРЕЧА
Человечность воспитывается человечностью: принципы совместной педагогики
Александр СУВОРОВ, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ
Высокие слова, идеи, принципы... Их весомость зависит от того,
кто их произносит. Биография человека, его поступки, его выбор задают
контекст: какова цена, заплаченная за идеалы.
Это особенно чувствуется на встречах с людьми, каждый день жизни
которых – преодоление. Как у Александра Васильевича Суворова. Доктор
психологических наук. Слепоглухой с детства. Ведет обширнейшую
переписку. Участвует в российских и зарубежных программах, преподает,
ведет научную работу, сотрудничает с детскими организациями, помогая
здоровым ребятам и детям с особыми потребностями найти общий язык.
Кавалер ордена Буратино – этот орден он весело и гордо
продемонстрировал участникам чтений, пришедшим на встречу.
Биография, насыщенная даже для человека с богатырским здоровьем, а для
человека, у которого единственная связь с миром — прикосновение, она
просто невероятная! Помощник Александра Васильевича Олег Гуров
переводил все, что говорилось на встрече, на тактильный язык, «говоря»
пальцами на ладони Суворова. Читал Александр Васильевич свои записи с
компьютера тоже руками – при помощи специального дисплея.
Человек, постигавший мир и культуру таким особым способом – только
через слово, через текст, – может рассказать о процессе обучения
немало. Кроме того, опыт взросления в известном на всю страну Загорском
детском доме для слепоглухонемых детей и последующее осмысление этого
опыта, уже с позиции ученого-психолога, позволили Александру
Васильевичу сформулировать четырнадцать принципов совместной педагогики.
Совместной... В таком контексте это слово звучит особенно весомо.
Слепоглухонемой ребенок полностью зависит от взрослого. И сама
возможность развития ученика зависит прежде всего от мудрости и
чуткости учителя. Поэтому и педагогика здесь рождается самой высокой
пробы.
Тонкие настройки
Воспитатель, считает Суворов, должен ориентироваться на
ребенка, какой бы он ни был. Идти от его возможностей и побуждений,
улавливать его природный темп и подстраиваться под него.
На редкость убедительными доказательствами этого стали эпизоды из книги
Александра Ивановича Мещерякова, ученого-психолога, работавшего с
детьми Загорского детского дома. Один из описанных там примеров
«тонкого, вдумчивого решения педагогических задач» был приведен на
встрече.
Девочка, попавшая в Загорский детский дом из обычного интерната, не
умела даже ходить. Только ползала и поджимала ноги при попытке
поставить ее на пол. Это и стало первой задачей. Воспитатель брал ее на
руки, подставлял руку под ступни и постепенно выпрямлял ноги, но так,
чтобы не терялся контакт с ладонью. Долго, медленно, постепенно девочка
училась этому труднейшему делу, этому элементарному навыку – стоять
ногами на полу.
По Мещерякову, это «презумпция обучаемости». Он брал детей с тяжелым
умственным отставанием, и их удавалось научить хоть каким-то навыкам.
«Неспособных детей нет», – вслед за своим учителем считает Суворов. Но
педагогу не всегда хватает терпения. Хотя иногда достаточно лишь не
мешать, не торопиться думать и действовать за своего подопечного.
В качестве примера ведущий рассказал историю о том, как они с
сопровождающим во время поездки перепутали платформу, а времени до
отхода электрички оставалось в обрез. Пройти по перрону в обратном
направлении, спуститься в тоннель, выйти к другому пути было слишком
долго. Единственный быстрый путь — чрезвычайно крутая лестница.
Сопровождающий растерялся, полагая, что слепому этот путь будет не под
силу. Но «не надо думать и решать за меня на том основании, что я
слепой и глухой», пояснил Суворов и рассказал, как сумел справиться со
спуском и подъемом на нужную платформу.
Это же правило действует и в педагогике: если мы навязываем свою волю
ребенку, у него никогда не разовьется собственная. Во время общения с
залом одна из участниц встречи подкрепила это утверждение, напомнив
известный пример из практики Загорского детского дома. Общение со
слепоглухонемым ребенком начинается через... ложку. Взрослый подносит
ложку с кашей ко рту ребенка, в мире которого нет ни голосов родителей,
ни их лиц, улыбок, нет даже смены дня и ночи. Только прикосновения,
ложка около губ, утоляющая голод. Какое-то время ребенок пассивно ест.
Но наступает момент, когда он делает движение рукой к ложке. Если
воспитатель заметит этот росток самостоятельности и поддержит – сначала
прикосновение ребенка к ложке, потом они со взрослым держат черенок
вместе, потом ребенок совершает действие сам – он запустит тем самым
огромный и сложный процесс развития. Если не заметит, так и будет его
воспитанник есть с ложки всю жизнь. Но и заметить – мало. Нужно еще
тонко и точно сокращать свою активность по мере нарастания активности
ребенка, чтобы он действовал каждый раз во всю силу своих возможностей,
а значит, каждый раз все больше расширял их. Это очень наглядный пример
совместной педагогики.
Человечность,
труд души и Акме
Принципы совместной педагогики сформулированы Александром
Суворовым, и познакомиться с ними можно на его сайте: http://www.avsuvorov.ru/.
На встрече их прочитал вслух главный редактор Издательского дома
«Первое сентября» Артем Соловейчик, уточнив, что для каждого из
присутствующих будет свое понимание каждой фразы. Ведь каждый поворот
жизни наполняет эти слова новыми оттенками смысла. К некоторым
принципам прозвучал комментарий.
Принцип взаимной
человечности.
Принцип взаимной
надежности.
Принцип взаимной
интеграции.
Принцип
совместно-разделенной дозированной деятельности.
Принцип преобладания
индивидуальных форм работы над массовыми действами. Все
праздники в школе – массовые. Но как часто из этого действа выпадают
те, кто в силу особенностей не может стать полноценным участником. Да и
у вполне здоровых людей есть воспоминания о том, как они чувствовали
себя на празднике чужими, не включенными, и просто терпели до конца,
делая вид, что все в порядке. Организуя подобные мероприятия, хорошо бы
помнить об этом.
Принцип постоянного
поиска точного сочетания заботы и самостоятельности.
Принцип постоянного
поиска обходных путей решения проблем. «Ты нам не
подходишь, ты тормозишь наш класс» – несколько гротескный пример
прямого пути. Если же мы занимаемся педагогикой, то вынуждены постоянно
искать обходные пути.
Принцип самоопределения
личности. Дети зачастую самоопределяются и без нас. Иногда
не так, как нам хотелось бы. Но и в девиантных подростках порой больше
проглядывает личность, чем в тех, кто не определился никак.
Принцип полной
разновозрастности. Очень часто разновозрастность
становится обходным путем: что я не могу сделать в группе ровесников,
удается, если включатся межпоколенческие механизмы.
Принцип
самосоревновательности. Привычка ребенка ориентироваться
на улучшение своих результатов дает базу для всего дальнейшего
образования.
Принцип диалектического
единства прямого общения с уединенным трудом души. Труд
души вообще может быть только уединенным. А с его плодами уже можно
выходить к людям.
Принцип взаимного
доброжелательного сравнения возможностей.
Принцип взаимного
обучения. В нем и разновозрастность, когда младший, если
он лучше знает предмет, может учить старшего. И особые отношения
ученик–учитель, когда педагог ежедневно учится у детей.
Принцип индивидуального
личностного Акме.
Вопросы из зала
Когда на встрече развернулось обсуждение, из зала прозвучал
вопрос: «Какие три принципа из прочитанных автор считает самыми
главными?» Александр Суворов помедлил немного и перечислил: принцип
человечности, уединенного труда души и Акме. А потом подумал и добавил
принцип совместно-разделенной деятельности. Остальные скорее уточняют
педагогические подходы и средства.
И все же, допытывались участники встречи, что такое уединенный труд
души? Это значит – «не позволяй душе лениться», ответил ведущий. То
есть, с одной стороны, «если не тормошить слепоглухих детей, они
перестают двигаться». А с другой – и обычные дети привыкают к тому, что
их непрерывно развлекают, без этого им становится скучно, они не умеют
занять себя. А педагог включает ребенка сначала в совместно-разделенную
деятельность, а потом тот, увлекшись, продолжает двигаться
самостоятельно.
Много было вопросов о социализации, о технологиях, которые позволят
включить ребенка с особыми потребностями в жизнь класса при инклюзивной
модели обучения. На это ведущий отвечал, что, во-первых, никаких
педагогических технологий, по его мнению, не бывает. Это слово
относится к машинам и производству. А во-вторых, социализация – плохой,
неточный термин. Образование и так на сто процентов социально.
«Социализированная личность – масло масляное. Можно говорить о том,
чтобы включить ребенка в ансамбль всех общественных отношений». Иначе
говоря, мы можем сопровождать ученика в поиске своего места в этом
ансамбле, помогать ему входить в общество, овладевать культурой.
Другое дело, что у детей с трудностями бывают проблемы в овладении
универсальной культурой, состоящей из культуры мышления, культуры
эстетической, нравственной, физической.
«А нужно ли вводить в класс таких детей?» – спросили педагоги, стоящие
перед проблемой инклюзии. Но однозначного ответа на этот вопрос,
разумеется, нет. «Некоторые могут учиться вместе со здоровыми, но все
не могут. В любом случае должна быть возможность выбора. Это и
коррекционные школы разных видов, и дистанционное образование, и
домашнее обучение». По мнению Александра Васильевича, надомное, когда
учитель приходит на два часа, – плохо. А домашнее, если педагогическое
взаимодействие происходит постоянно, – хорошо.
Но это почти невозможно при нынешнем положении вещей. И обойти
недостатки массового образования можно лишь приучив ребенка к труду
души. Сегодня самоопределение выходит на первый план. Кстати, и время
открывает для этого все больше возможностей. Если ребенок
заинтересован, он может в интернете найти сколько угодно лекций лучших
преподавателей мира и воспользоваться ими.
Елена Куценко