Стаж, категория, наполняемость класса
Все это – переменные в формуле успешной учебы
За счет чего все-таки дети учатся? Какие приемы и способы
позволяют привести их к результату и какой учитель сегодня
предпочтительнее? На этот счет существует много мнений, среди них есть
как стереотипные, так и новаторские. Учителя же обычно эту тему
раскрывают в залоге «что мешает», и вот письмо:
«В этом году у нас собрали
большие классы, работать в них тяжело, молодые учителя не справляются с
дисциплиной, нервничают. Часов-то набрали, а нормально провести ни
одного не могут. Математики еще туда-сюда, а вот гуманитарии в
отчаянии. А с нас спрашивают деятельностный подход. Сколько можно
постоянно ухудшать условия и требовать обновления подходов?»
Об условиях и хочется поговорить. Правда, сейчас речь пойдет
об условиях обучения и лишь косвенно – об условиях работы учителя.
Таков материал, которым мы располагаем.
Итак, опубликовано исследование на тему «Как сказывается стаж учителя,
его квалификация и общая загруженность на успешности учеников, и есть
ли вообще такая зависимость?». Его провели новосибирские специалисты на
материале обследования всех школ своей области.
Ученикам были даны работы базового и повышенного уровней, с учителей
были собраны данные, дальше – приведение в соответствие результатов
детей и данных учителей. И оказалось…
Изучение математики в начальной школе идет более успешно, чем русского
языка. Хотя именно русский язык влияет на качество усвоения всех
школьных предметов (проверяли лексический запас, умение извлекать
информацию из текста).
В начальной школе базовые работы лучше у детей, которых учат люди с
высокой категорией. А в средней школе базовые знания лучше дают молодые
учителя без категорий, неравнодушные к делу и желающие научиться хорошо
работать.
Что касается повышенного уровня, результат детей однозначно связан с
категорией учителя. Но только в начальной и средней школе, потому что в
старшей школе его обеспечивают учителя со стажем 4–11 лет.
Очень важно: лучше учатся дети, учителя которых имеют нагрузку 18 часов
в неделю и меньше. Учителя, чья нагрузка приближается к 30 часам в
неделю, существенно теряют в качестве подготовки детей.
Ну и бомба: дети лучше учатся в больших классах наполняемостью более 30
человек. Самые плохие результаты в классах по 10–15 человек.
Достоверность этих данных вы можете проверить на сайте «РИА Новости»,
хотя, наверное, и личная практика не раз подкидывала вам эти парадоксы:
большой класс интереснее маленького; молодые учителя имеют свои
преимущества, а опытные – свои; получение категории пусть и формальная
процедура, а влияние на рост учителя оказывает.
Но что незыблемо: полторы-две ставки – это риск профессионального и
человеческого выгорания учителя.