Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Стаж, категория, наполняемость класса

Все это – переменные в формуле успешной учебы

За счет чего все-таки дети учатся? Какие приемы и способы позволяют привести их к результату и какой учитель сегодня предпочтительнее? На этот счет существует много мнений, среди них есть как стереотипные, так и новаторские. Учителя же обычно эту тему раскрывают в залоге «что мешает», и вот письмо:

«В этом году у нас собрали большие классы, работать в них тяжело, молодые учителя не справляются с дисциплиной, нервничают. Часов-то набрали, а нормально провести ни одного не могут. Математики еще туда-сюда, а вот гуманитарии в отчаянии. А с нас спрашивают деятельностный подход. Сколько можно постоянно ухудшать условия и требовать обновления подходов?»

Об условиях и хочется поговорить. Правда, сейчас речь пойдет об условиях обучения и лишь косвенно – об условиях работы учителя. Таков материал, которым мы располагаем.
Итак, опубликовано исследование на тему «Как сказывается стаж учителя, его квалификация и общая загруженность на успешности учеников, и есть ли вообще такая зависимость?». Его провели новосибирские специалисты на материале обследования всех школ своей области.
Ученикам были даны работы базового и повышенного уровней, с учителей были собраны данные, дальше – приведение в соответствие результатов детей и данных учителей. И оказалось…
Изучение математики в начальной школе идет более успешно, чем русского языка. Хотя именно русский язык влияет на качество усвоения всех школьных предметов (проверяли лексический запас, умение извлекать информацию из текста).
В начальной школе базовые работы лучше у детей, которых учат люди с высокой категорией. А в средней школе базовые знания лучше дают молодые учителя без категорий, неравнодушные к делу и желающие научиться хорошо работать.
Что касается повышенного уровня, результат детей однозначно связан с категорией учителя. Но только в начальной и средней школе, потому что в старшей школе его обеспечивают учителя со стажем 4–11 лет.
Очень важно: лучше учатся дети, учителя которых имеют нагрузку 18 часов в неделю и меньше. Учителя, чья нагрузка приближается к 30 часам в неделю, существенно теряют в качестве подготовки детей.
Ну и бомба: дети лучше учатся в больших классах наполняемостью более 30 человек. Самые плохие результаты в классах по 10–15 человек.
Достоверность этих данных вы можете проверить на сайте «РИА Новости», хотя, наверное, и личная практика не раз подкидывала вам эти парадоксы: большой класс интереснее маленького; молодые учителя имеют свои преимущества, а опытные – свои; получение категории пусть и формальная процедура, а влияние на рост учителя оказывает.
Но что незыблемо: полторы-две ставки – это риск профессионального и человеческого выгорания учителя.

Рейтинг@Mail.ru