ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Бюрократичеcкая нагрузка на школы сократится. Когда?
Новый заместитель министра назвал сроки
8 октября «РИА Новости» провело пресс-встречу в
Гостиной на Тверской для журналистов российских СМИ. Гостем
был Вениамин Шаевич Каганов, новый заместитель министра образования и
науки РФ. Тема встречи – актуальные вопросы развития образования.
Самая актуальная тема, как оказалось по вопросам, – засилье
отчетности в образовательных учреждениях. Второй месяц люди пишут
необходимые на начало года бумаги и никак не напишут.
Вениамин Каганов пообещал сократить бюрократическую нагрузку на школы,
он считает, что в большинстве школ проблему можно решить к 2016 году:
– Мы находимся в процессе перехода, не до конца запущена система
электронных журналов, дневников, отчетности и так далее, параллельно
еще действует старая. Счастье наступит не скоро, но думаю, после 2016
года такой проблемы не будет.
На взгляд самого замминистра, главная проблема, стоящая перед
ведомством, – реформа дополнительного образования. Предстоит решить
задачи обеспечения доступности и качества.
По планам правительства к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18
лет, которым будет доступно качественное дополнительное образование,
должно составить не менее 75%. Сегодня это порядка 58%, причем и эта
цифра сомнительная.
Несколько слов о проблемах наличного дополнительного образования.
Во-первых, кружки и секции посещают в основном дети дошкольного и
младшего школьного возраста, которых туда приводят мамы. А вот ребятам
постарше эта система не очень интересна – значит, потребуется
кардинально повысить уровень педагогов ДО. Прежде всего развивать
находящееся сегодня в упадке научно-техническое, инженерное творчество.
В эти сферы должны прийти профессионалы в каждой конкретной области,
например, авиаконструкторы, дизайнеры и т.д., которые могли бы работать
по контракту. Сегодня сделать это сложно, поскольку далеко не во всех
учреждениях допобразования действует нормативно-подушевое
финансирование. Однако с введением новых экономических механизмов
система станет более гибкой и открытой, уверен замминистра.
Во-вторых, возможности учреждений допобразования можно расширять за
счет организации сетевого взаимодействия с другими организациями, в том
числе с ведущими вузами, обладающими хорошими ресурсами и
материально-технической базой. Новый Закон «Об образовании в РФ» дает
такие права.
В-третьих, зарплата педагогов дополнительного образования будет
повышена до средней по экономике региона. Сегодня эта задача решается
крайне неравномерно: например, в пяти территориях зарплата педагогов
допобразования выше, чем зарплата школьных учителей, в остальных –
существенно ниже. Выравнять ситуацию планируется уже к 2014–2015 годам.
При министерстве создан межведомственный совет по дополнительному
образованию, написан и разослан в регионы для обсуждения проект
программы по развитию дополнительного образования, на основе которого
скорее всего будет создана Концепция по стратегии реформирования этой
сферы. Однако ее воплощение в жизнь требует огромных материальных
затрат (точные цифры не прозвучали). «Только в этом случае система
дополнительного образования получит большие шансы для своего развития»,
– сказал Вениамин Каганов.
Так, собственно, и обстоят дела: у министерства планы, проекты,
концепции, а денег у министерства, увы, нет.
К сведению: Вениамину Каганову поручили в министерстве вести большой
блок вопросов – международная деятельность, воспитание, спорт, обучение
инвалидов, профилактика социального сиротства, выявление и устройство,
в том числе в семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, защита их личных и имущественных прав.