День учителя – вместе с министром образования
Накануне Дня учителя в «РИА Новости» прошла
пресс-конференция с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель
года-2013» с участием министра Дмитрия Ливанова. На тот момент имя
победителя – Андрей Сиденко – еще не было объявлено, так что интрига
сохранялась...
На вопросы журналистов отвечали: Светлана Колесниченко,
учитель русского языка и литературы из Ростовской области; Сергей
Колпаков, учитель физики из Томска; Владимир Кильдюшкин, учитель
истории и обществознания из Самары; Ахбердило Ахбердилов, учитель
истории из Дагестана; Андрей Сиденко, учитель информатики из Московской
области, и Дмитрий Ливанов, министр образования РФ.
Блиц-опрос
Сейчас в
педагогическом сообществе говорят, что учителям не хватает свободы.
Свободы от чего?
Ответы были такие: свобода от ненужных отчетов – для планирования и
проектирования (Андрей Сиденко); для реализации авторского подхода
(Сергей Колпаков).
Профессиональный
стандарт практически принят Минтрудом, его придется выполнять. Поможет
ли педагогу профстандарт стать свободным или закрепостит его?
Стандарт – в плюс; он имеет рамочную структуру, а это значит, есть куда
поместиться со своей творческой инициативой (Сергей Колпаков). Перечень
компетенций педагога необходим, я не воспринимаю его как ограничение,
мне будет проще выбирать наиболее эффективные методы и формы работы
(Светлана Колесниченко). Стандарт просто и понятно показывает, что
нужно делать и как нужно делать (Андрей Сиденко). Стандарт нужен самому
педагогу, он задает вектор развития, но он не ставит пределы
совершенству. Жаль, что пока не прописано, как будет проходить
аттестация в соответствии с этим стандартом (Владимир Кильдюшкин).
Если бы вы были
директором и принимали на работу молодого специалиста?
Это всегда игра вслепую, пусть диплом, личное впечатление и
рекомендации. Все будет видно, когда человек начнет работать (Светлана
Колесниченко). Есть много инструментов для выявления компетенции
учителя, можно использовать тестирование, например, портфолио или
экзамен (Андрей Сиденко). У нас слишком много некачественных
образовательных учреждений и филиалов, ни один начинающий учитель не
может начать работать так, как заявлено в профстандарте. Поставить его
перед документом – нехорошо. Сначала нужно дать шанс (Ахбердило
Ахбердилов). Я бы испугался, если бы меня при приеме в школу начали
мерить, всему свое время, возможны разные траектории движения учителя в
школе (Сергей Колпаков).
Счастье учителя с детьми
– это когда…
Когда дети на твой урок спешат, боятся пропустить что-то интересное;
когда ученики не расходятся и заваливают вопросами, хотят быть вместе
еще и еще (Андрей Сиденко). В стандарте не прописано счастье учителя,
потому что этого и не требуется – все знают эти мурашки. Счастье –
когда ученики к тебе приходят через много лет после выпуска и проявляют
интерес к тому, что ты делаешь (Владимир Кильдюшкин). Когда ты учитель
не по диплому и трудовой книжке, а на самом деле (Сергей Колпаков).
Министр
Ливанов, как лучший учитель-2013
Хотя, напомним, интрига на момент пресс-конференции еще
сохранялась, прорицателем быть не требовалось: лучшим учителем на этой
встрече был, конечно, министр. Его ответы вкупе:
– Избавление от тотального контроля в мелочах, от громоздких
инструкций – это нужно срочно решить. И расширить пространство для
педагогической деятельности.
О профстандарте. Он важен тем, что, с одной стороны, определяет степень
свободы творчества учителя, устанавливает ориентиры для его
профессионального совершенствования, с другой – закрепляет ожидания
общества от учителя. Баланс между первым и вторым был с трудом, но
найден. Главное – стандарт допускает многообразие педагогической
практики.
О подготовке учителей: нельзя требовать от педагога того, чему его не
учили. Стандарт должен задать новую высоту для высшего педагогического
образования и системы переподготовки учителей. Во-первых, нужно
готовить учителей к работе в нестандартных условиях. Мы живем в такое
время, что трудно спрогнозировать, каких детей ты встретишь в очередное
первое сентября. Во-вторых, необходимо усилить практическую
направленность, чтобы выпускники не боялись детей. В-третьих, очень
важно, чтобы новая система педагогического профессионального
образования допускала множество входов в систему.
Если бы я был директором школы и устраивал на работу молодого педагога,
у меня было бы три критерия: наличие интереса и уважение к профессии,
мотивация на работу с детьми, желание меняться и узнавать новое.
Учитель тот, кто учится на каждом уроке.
А счастье – это когда учитель и ученики забывают о своих ролях и
испытывают чувство взаимного доверия друг другу и интерес.