Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2013
XVII Соловейчиковские чтения
Отчет о работе

Кожурина Людмила

«Быть учителем - значит, уметь вывести ребенка к свету…»

27 и 28 сентября 2013 года в Москве прошли XVII Соловейчиковские чтения

Нам и нашим читателям всегда радостно думается о чтениях и предстоящих встречах. Есть старая гвардия, собирается здесь раз в год; подбираются новые люди, прислушиваются; приходят ученые, чтобы ощутить пульс реальной педагогики. Управленцы – за тенденциями. В этом году все так и было – но и чуть-чуть иначе…  

Чтения были приурочены к 95-летию Василия Сухомлинского и начинались с кадров документального фильма о нем. О человеке, отдающем сердце детям.

Открывая чтения, Артем Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», говорил:

– Я пригласил на эти чтения в качестве ведущих тех педагогов, которые работают с детьми в трудных жизненных ситуациях, тех, кто имеет опыт вдумчивого, нестандартного решения педагогических задач. Ведь если обычный ребенок может компенсировать наши педагогические просчеты, нашу неталантливость и ошибки своим здоровьем, то дети с трудностями развития – физического, психического, социального – к этому не способны. Работать с ними может только педагог, использующий более тонкие педагогические настройки. Тот, кто исходит из «презумпции обучаемости» как отправной точки взаимодействия: абсолютно любого ребенка удается научить чему-то хорошему и полезному. Кто уверен, что уж одну-то перспективу можно задать каждому – человеческую перспективу; а она простирается далеко за пределы возможностей человека и поднимает его над обстоятельствами. Кто запретил себе фразу «Такова жизнь!», потому что на самом деле всегда, во всех случаях речь идет о том, каковы мы сами и на что готовы. Прежде всего – к попыткам делать то, чего еще нет.
Сегодня у нас есть возможность встретиться с людьми, работающими «на передовой» педагогики, с детьми, у которых по тем или иным причинам и обстоятельствам детство сложилось особенным образом. А педагогика как искусство, как высшее напряжение человеческих сил и рождается в предельных случаях, там, где ученика не просто учат, а спасают, взращивают, выводят к свету. Я надеюсь, у нас получится провести эти два дня так, чтобы опыт, уверенность, дух этих замечательных людей «зарядили» всех участников чтений.

...Что сказать по факту? Народу пришло много, хотя мы и сами сомневались в востребованности темы: в современном образовательном процессе не осталось места педагогике как таковой, не то что «тонким педагогическим настройкам». Со времен Сухомлинского и Соловейчика произошел гигантский сдвиг в понимании учительского труда, в частности, ценности кропотливой и аккуратной педагогической работы ушли на периферию профессии. И нам говорили: ну что за тема, сейчас учителя думают о ФГОС, о новом законе, на худой конец, о своем бесправии перед всем и всеми. А о детях теперь думают родители.
Второй повод к сомнениям – XVII Чтения проходили на новом месте, в лицее №1535, а не в Доме учителя, как обычно. Тот особняк на Пушечной в стиле московский модерн, с выразительной внутренней отделкой, несомненно, создавал особое настроение, к нему привыкли, а что теперь?
И получилось так, что пришло много новых людей, некоторые впервые слышали о Симоне Соловейчике, не держали в руках книг по педагогике сотрудничества, но быстро входили в проблематику: как раз то, что сейчас надо, в чем страшный дефицит.
В радикально преображенном технологиями мире становится все менее понятно, за счет чего ребенок может умнеть. Только за счет интернета – нет. Что еще? Задача передачи знаний новому поколению очень усложнилась, и споры на «круглом столе» «Эпоха великих педагогических идей закончилась. Что дальше?» были горячими.
Как оказалось, реальная педагогика в реальной школе, где ты ограничен законами, требованиями общества, действиями и бездействием других людей, а еще под разговоры о полном отрицании роли учителя (критика безжалостная), чувствует себя, как выброшенная на берег рыба. Люди из зала буквально задыхались, доказывая: обучающимся детям остро необходимо человеческое присутствие. Другое дело – в каких формах, на каких основаниях взаимосуществования. Так что с «круглого стола» каждый вынес свое решение – такое не вытащишь из Сети...

А дальше тихо сидели. Встреча с Александром Суворовым, знаменитым ученым-психологом (слепым и глухим с детства) – он говорил о принципах совместной педагогики, – была моментом истины для всех, кто пришел. Никаких иллюзий: что знание можно извлечь нажатием клавиш, что инклюзия – это здорово, что технологии заменяют педагогику. Нет и нет – на десятках примеров из своей жизни. Только взаимная человечность, постоянный труд души. В общем, люди сдерживали аплодисменты, как на концерте в консерватории, а сам Суворов светился чистым светом, и максимы педагогической профессии обретали плоть.
Возможен ли человек, не встретивший Учителя? В некоторых случаях – совершенно невозможен. Александр Петрынин из Хабаровска и Елена Попова из Новокуйбышевска (Самарская область) как раз о таких случаях рассказывали, оба – директора школ-интернатов для особых детей. Солнце для их воспитанников светит благодаря им – в том смысле, что трудности жизни перестают затмевать ее радости, а такую жизнь еще надо построить. Какой ценой? Об этом и рассказывали. И сама речь у них течет в человеческих словах, а не в «правильных», как приучают. Взволнованно, а не безапелляционно.
Конечно, всегда готовы к педагогической неопределенности, непредсказуемости, спонтанности только гении. Но кто же себя к ним отнесет? А вот пробующим быть надо.
Занятие Виктора Зарецкого, профессора Психолого-педагогического университета, посвященное рефлексивно-деятельностному подходу в обучении детей с особыми потребностями, вызвало огромный интерес. Хотя ведущий мастер-класса не давал универсальных рекомендаций, он ясно говорил: с этим ребенком получилось так, а с этим – эдак. Случаи, случаи, случаи – и на каждый своя догадка, своя система действий. Шаблона нет. Есть несколько положений рефлексивно-деятельностного подхода, определяющих можно/нельзя. И вот это людям нравилось: следить за мыслью человека, описывающего свой ход принятия решений по поводу той или иной образовательной ситуации ребенка.
Видимо, настало время учителей, умеющих думать и об организации деятельности ученика, а не только работать по чужим лекалам, стремясь соответствовать посторонним критериям. И не беда, что Виктор Кириллович только развел руками на вопрос: «А как же быть, если перед тобой целый класс, а не один ученик?» Он не знает. Задача. А трудные задачи, как известно, делают нас умнее. Главное – действуем и решаем сами. Помним, что ребенок учится сам, но не без нас.
…XVII Соловейчиковские чтения отчасти были рискованными: и темы, непопулярные в сообществе, и новое место проведения – но они получились хорошими, интересными. В том числе благодаря людям, которые захотели прийти. Спасибо!  

Рейтинг@Mail.ru