«Быть учителем - значит, уметь вывести ребенка к свету…»
27 и 28 сентября 2013 года в Москве прошли XVII Соловейчиковские чтения
Нам и нашим читателям всегда радостно думается о
чтениях и предстоящих встречах. Есть старая гвардия, собирается здесь
раз в год; подбираются новые люди, прислушиваются; приходят ученые,
чтобы ощутить пульс реальной педагогики. Управленцы – за
тенденциями. В этом году все так и было – но и чуть-чуть
иначе…
Чтения были приурочены к 95-летию Василия Сухомлинского и
начинались с кадров документального фильма о нем. О человеке, отдающем
сердце детям.
Открывая чтения, Артем Соловейчик, главный редактор
Издательского дома «Первое сентября», говорил:
– Я пригласил на эти чтения в качестве ведущих тех педагогов,
которые работают с детьми в трудных жизненных ситуациях, тех, кто имеет
опыт вдумчивого, нестандартного решения педагогических задач. Ведь если
обычный ребенок может компенсировать наши педагогические просчеты, нашу
неталантливость и ошибки своим здоровьем, то дети с трудностями
развития – физического, психического, социального –
к этому не способны. Работать с ними может только педагог, использующий
более тонкие педагогические настройки. Тот, кто исходит из «презумпции
обучаемости» как отправной точки взаимодействия: абсолютно любого
ребенка удается научить чему-то хорошему и полезному. Кто уверен, что
уж одну-то перспективу можно задать каждому – человеческую
перспективу; а она простирается далеко за пределы возможностей человека
и поднимает его над обстоятельствами. Кто запретил себе фразу «Такова
жизнь!», потому что на самом деле всегда, во всех случаях речь идет о
том, каковы мы сами и на что готовы. Прежде всего – к попыткам
делать то, чего еще нет.
Сегодня у нас есть возможность встретиться с людьми, работающими «на
передовой» педагогики, с детьми, у которых по тем или иным причинам и
обстоятельствам детство сложилось особенным образом. А педагогика как
искусство, как высшее напряжение человеческих сил и рождается в
предельных случаях, там, где ученика не просто учат, а спасают,
взращивают, выводят к свету. Я надеюсь, у нас получится провести эти
два дня так, чтобы опыт, уверенность, дух этих замечательных людей
«зарядили» всех участников чтений.
...Что сказать по факту? Народу пришло много, хотя мы и сами
сомневались в востребованности темы: в современном образовательном
процессе не осталось места педагогике как таковой, не то что «тонким
педагогическим настройкам». Со времен Сухомлинского и Соловейчика
произошел гигантский сдвиг в понимании учительского труда, в частности,
ценности кропотливой и аккуратной педагогической работы ушли на
периферию профессии. И нам говорили: ну что за тема, сейчас учителя
думают о ФГОС, о новом законе, на худой конец, о своем бесправии перед
всем и всеми. А о детях теперь думают родители.
Второй повод к сомнениям – XVII Чтения проходили на новом
месте, в лицее №1535, а не в Доме учителя, как обычно. Тот особняк на
Пушечной в стиле московский модерн, с выразительной внутренней
отделкой, несомненно, создавал особое настроение, к нему привыкли, а
что теперь?
И получилось так, что пришло много новых людей, некоторые впервые
слышали о Симоне Соловейчике, не держали в руках книг по педагогике
сотрудничества, но быстро входили в проблематику: как раз то, что
сейчас надо, в чем страшный дефицит.
В радикально преображенном технологиями мире становится все менее
понятно, за счет чего ребенок может умнеть. Только за счет
интернета – нет. Что еще? Задача передачи знаний новому
поколению очень усложнилась, и споры на «круглом столе» «Эпоха великих
педагогических идей закончилась. Что дальше?» были горячими.
Как оказалось, реальная педагогика в реальной школе, где ты ограничен
законами, требованиями общества, действиями и бездействием других
людей, а еще под разговоры о полном отрицании роли учителя (критика
безжалостная), чувствует себя, как выброшенная на берег рыба. Люди из
зала буквально задыхались, доказывая: обучающимся детям остро
необходимо человеческое присутствие. Другое дело – в каких
формах, на каких основаниях взаимосуществования. Так что с «круглого
стола» каждый вынес свое решение – такое не вытащишь из Сети...
А дальше тихо сидели. Встреча с Александром Суворовым,
знаменитым ученым-психологом (слепым и глухим с детства) – он
говорил о принципах совместной педагогики, – была моментом
истины для всех, кто пришел. Никаких иллюзий: что знание можно извлечь
нажатием клавиш, что инклюзия – это здорово, что технологии
заменяют педагогику. Нет и нет – на десятках примеров из своей
жизни. Только взаимная человечность, постоянный труд души. В общем,
люди сдерживали аплодисменты, как на концерте в консерватории, а сам
Суворов светился чистым светом, и максимы педагогической профессии
обретали плоть.
Возможен ли человек, не встретивший Учителя? В некоторых
случаях – совершенно невозможен. Александр Петрынин из
Хабаровска и Елена Попова из Новокуйбышевска (Самарская область) как
раз о таких случаях рассказывали, оба – директора
школ-интернатов для особых детей. Солнце для их воспитанников светит
благодаря им – в том смысле, что трудности жизни перестают
затмевать ее радости, а такую жизнь еще надо построить. Какой ценой? Об
этом и рассказывали. И сама речь у них течет в человеческих словах, а
не в «правильных», как приучают. Взволнованно, а не безапелляционно.
Конечно, всегда готовы к педагогической неопределенности,
непредсказуемости, спонтанности только гении. Но кто же себя к ним
отнесет? А вот пробующим быть надо.
Занятие Виктора Зарецкого, профессора Психолого-педагогического
университета, посвященное рефлексивно-деятельностному подходу в
обучении детей с особыми потребностями, вызвало огромный интерес. Хотя
ведущий мастер-класса не давал универсальных рекомендаций, он ясно
говорил: с этим ребенком получилось так, а с этим – эдак.
Случаи, случаи, случаи – и на каждый своя догадка, своя
система действий. Шаблона нет. Есть несколько положений
рефлексивно-деятельностного подхода, определяющих можно/нельзя. И вот
это людям нравилось: следить за мыслью человека, описывающего свой ход
принятия решений по поводу той или иной образовательной ситуации
ребенка.
Видимо, настало время учителей, умеющих думать и об организации
деятельности ученика, а не только работать по чужим лекалам, стремясь
соответствовать посторонним критериям. И не беда, что Виктор Кириллович
только развел руками на вопрос: «А как же быть, если перед тобой целый
класс, а не один ученик?» Он не знает. Задача. А трудные задачи, как
известно, делают нас умнее. Главное – действуем и решаем сами.
Помним, что ребенок учится сам, но не без нас.
…XVII Соловейчиковские чтения отчасти были рискованными: и темы,
непопулярные в сообществе, и новое место проведения – но они
получились хорошими, интересными. В том числе благодаря людям, которые
захотели прийти. Спасибо!