Шпаргалка для мини-дискотеки
Когда дети по-настоящему хотят учиться – это неостановимо
Дети уже месяц учатся, а эхо каникул не смолкает. Родители
сравнивают школьные образовательные опыты детей с летними и
недоумевают: тогда мог и хотел, а теперь нет. Ведь и там и тут их учат,
в чем дело?
Одна мама показала мне тетрадный листок с непонятными знаками-линиями в
четырех квадратах. Что это? А это, говорит, левой вверх – левой
направо; правой вверх – правой направо; обеими вверх – обеими
туда-сюда. То есть ее пятилетняя дочь сделала себе шпаргалку для рук,
чтобы запомнить движения танца на летней мини-дискотеке. Никто ее этому
не учил. А вот выполнять задания из развивающей книжки она ленится.
Почему?
Вот и думаем. Работа по заданию нам представляется более серьезным
делом, чем инициатива ребенка и ее свободное воплощение. И вообще –
привязанный к делу смирный ребенок воспринимается лучше, чем вольный.
Проблема огромная.
Недавно сотрудники Центра психолого-педагогической экспертизы игр и
игрушек решили понаблюдать, как играют дети в привычных для них
условиях. Они просили воспитателей оставить детей в покое на полчаса,
чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Но найти даже полчаса
для свободной игры оказалось крайне затруднительным.
Так это детский сад, что же школа с ее «драгоценными минутами урока»?
Не то что улыбнуться, задуматься некогда. А дома уроки делать не
хочется.
И вдруг оказывается, что какой-то массовик-затейник, играя с детьми в
парке, увлекает их английским языком так, что они дома сами тянутся к
подаренному журналу и берутся за чтение и перевод. Или дело было в
музее астрономии. Или в кружке вязания. Не суть. Там, где ребенок
находит пространство свободы и интереса, он начинает действовать сам.
Он реально хочет научиться и сам придумывает, как это сделать ловчее.
Момент, когда ребенок сам изобрел способ действия, очень ценен. Это
крупный педагогический успех. Умение учиться – это ведь и в новом ФГОСе
важнейшая цель образования на всех этапах. Другое дело, обыденное
сознание дает иные трактовки этому умению, полагая на первом месте
прилежание и послушание. Но это, конечно, заблуждение.
…Помнится, учили мы в школе одно стихотворение Байрона на английском,
очень сложное, длинное. Учительница, учитывая неподъемность задания,
сказала, чтобы мы сами, каждый для себя, придумали шпарагалку-поддержку
в заучивании, что угодно, только не сам текст. Один из нас читал,
складывая пальцы непонятными знаками, другой нарисовал яркую
иллюстрацию и прямо по ней водил пальцем. Я, помнится, читал
зажмурившись. Учительница посмеивалась и ставила нам всем пятерки.