Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Шпаргалка для мини-дискотеки

Когда дети по-настоящему хотят учиться – это неостановимо

Дети уже месяц учатся, а эхо каникул не смолкает. Родители сравнивают школьные образовательные опыты детей с летними и недоумевают: тогда мог и хотел, а теперь нет. Ведь и там и тут их учат, в чем дело?
Одна мама показала мне тетрадный листок с непонятными знаками-линиями в четырех квадратах. Что это? А это, говорит, левой вверх – левой направо; правой вверх – правой направо; обеими вверх – обеими туда-сюда. То есть ее пятилетняя дочь сделала себе шпаргалку для рук, чтобы запомнить движения танца на летней мини-дискотеке. Никто ее этому не учил. А вот выполнять задания из развивающей книжки она ленится. Почему?
Вот и думаем. Работа по заданию нам представляется более серьезным делом, чем инициатива ребенка и ее свободное воплощение. И вообще – привязанный к делу смирный ребенок воспринимается лучше, чем вольный. Проблема огромная.
Недавно сотрудники Центра пси­холого-педагогической экспертизы игр и игрушек решили понаблюдать, как играют дети в привычных для них условиях. Они просили воспитателей оставить детей в покое на полчаса, чтобы они имели возможность делать то, что хотят. Но найти даже полчаса для свободной игры оказалось крайне затруднительным.
Так это детский сад, что же школа с ее «драгоценными минутами урока»? Не то что улыбнуться, задуматься некогда. А дома уроки делать не хочется.
И вдруг оказывается, что какой-то массовик-затейник, играя с детьми в парке, увлекает их английским языком так, что они дома сами тянутся к подаренному журналу и берутся за чтение и перевод. Или дело было в музее астрономии. Или в кружке вязания. Не суть. Там, где ребенок находит пространство свободы и интереса, он начинает действовать сам. Он реально хочет научиться и сам придумывает, как это сделать ловчее.
Момент, когда ребенок сам изобрел способ действия, очень ценен. Это крупный педагогический успех. Умение учиться – это ведь и в новом ФГОСе важнейшая цель образования на всех этапах. Другое дело, обыденное сознание дает иные трактовки этому умению, полагая на первом месте прилежание и послушание. Но это, конечно, заблуждение.
…Помнится, учили мы в школе одно стихотворение Байрона на английском, очень сложное, длинное. Учительница, учитывая неподъемность задания, сказала, чтобы мы сами, каждый для себя, придумали шпарагалку-поддержку в заучивании, что угодно, только не сам текст. Один из нас читал, складывая пальцы непонятными знаками, другой нарисовал яркую иллюстрацию и прямо по ней водил пальцем. Я, помнится, читал зажмурившись. Учительница посмеивалась и ставила нам всем пятерки.

Рейтинг@Mail.ru