О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Н.Андреева
Азбука эмоционального
интеллекта
СПб.: БХВ-Петербург, 2012
«Эмоциональный интеллект» звучит довольно странно для нашего
современника, который стремится быть максимально рациональным и
деловитым, а эмоции расценивает как помеху на пути к успешности. Автор
считает, что запрет на проявление эмоций не только обедняет жизнь, но и
делает несчастным человека. Даже того, кто достиг успеха, денег,
власти. Ведь неумение жить в ладу со своим эмоциональным миром приводит
к агрессии, лишает возможности поддерживать нормальные отношения с
близкими, разрушает дружеские связи. Поэтому необходимо соблюдать
разумное соотношение между рациональным и эмоциональным. В первых
главах можно познакомиться с тем, как к этому вопросу подходили в
разные века представители религиозных и философских учений. И узнать
разные трактовки понятия «эмоции», модели эмоционального интеллекта.
Чтобы освоить умение понимать свои эмоции и управлять ими, нужно для
начала представлять себе разные типы проявления, особенности гендерного
поведения (например, «у мужчин запрет выше на страх, у женщин — на
гнев»). Много места уделено объяснениям, зачем и как можно развивать
эмоциональный интеллект. В частности, приводятся особенности развития
эмоциональной сферы детей разного возраста.
Для успешного взаимодействия пригодится и умение распознавать эмоции
собеседника, изучить язык жестов, мимики, интонаций. Не менее полезным
окажется способность адекватно доносить до собеседника свое
эмоциональное состояние. И, поскольку далеко не все в вашем окружении
склонны бережно относиться к душевному состоянию друг друга, совсем не
лишними окажутся советы по эмоциональной регуляции. Они должны помочь,
если вас незаслуженно раскритиковал муж или наорал начальник.
С.В.Реутский
Шпаргалки по зверобатике
СПб.: Речь, 2010
В книжке собраны игровые задания и упражнения для детей, которые можно
использовать на уроках физкультуры, дома или на прогулке. Их
особенность в простоте, доступности и, самое главное, в том, что они
увлекательны для детей и таят в себе огромные возможности для развития.
Причем не только физических способностей, но и эмоциональной и
интеллектуальной сфер.
В первой же главе автор предлагает совершать привычные движения
«необычным образом в необычном месте». Например, передвигаться на
четвереньках: «появляется нагрузка на руки, все тело включается в
работу... снимаются и физические, и психические зажимы, куда активнее
включается интуиция». Нагрузка при этом увеличивается, но дети охотно
продолжают игру, придумывая новые варианты и вживаясь в роли паучка,
медведя, черепахи. Потому и зверобатика: акробатика на основе движений
зверушек.
Взрослый может использовать многочисленные возможности для усложнения и
развития игры. На первых порах пригодятся подсказки автора.
Разнообразить занятия можно изменяя правила: двигаться парами или
тройками, задом наперед, прыжками, боком, вращаясь, с элементом мягкого
конструктора на спине... Дополнительный азарт придают препятствия и
усложненные траектории движения. При этом взрослый может достигать
многих педагогических задач, включая в критерии успеха скорость,
точность, правдивость, память, умение спрашивать или действовать в
контакте с другими. Взаимодействию, умению налаживать связь между
людьми посвящена отдельная глава с командными упражнениями. И конечно,
перечислены правила безопасности, которые тоже работают не развитие
ребенка: умение сохранять спокойствие, просить о помощи и думать о
других.