В роли отстающего ученика
Учителей надо бы холить, а их все школят и школят...
Личное ли это дело – учить
Из советского времени мне запомнился один пионерский сбор на
тему «Учеба – это личное дело или нет?», когда на мальчика,
утверждавшего, что личное, учительница посмотрела строго, с
подозрением, и он быстро поправился: ну, и общественное тоже. То есть
не такое это простое дело, чтобы быть личным.
Столько лет прошло, за это время слова «личностный», «индивидуальный»,
«субъектный» заполнили сотни тысяч страниц педагогических текстов, ими
наполнен и новый стандарт образования, а ни ученик, ни учитель не
ощущают себя личностью в школьном учебном процессе. Больше того,
главный в этой паре – учитель – потерял даже ту свободу, что у него
была в советской школе. Полюбуйтесь, к примеру, методикой
начисления зарплаты замдиректора: она назначается как средняя зарплата
педагогов за 8 месяцев 2013 года, умноженная на повышающий коэффициент
в зависимости от места, занятого школой в рейтинге.
Как не понять логику: учителя должны получать больше (брать больше
часов), а с детей драть три шкуры, чтобы они обеспечивали
разультатами места в рейтингах. То есть никакого «личного
сердца, которое билось бы ощущением личного счастья», не может быть,
как писал Чернышевский о Рахметове. О человеке особой породы.
– До 1993 года, пока в стране не изменился рынок труда, в школу охотно
шли молодые способные люди, но постепенно профессия учителя перестала
представлять интерес и звучать гордо – чем дальше, тем меньше, –
говорил Исак Фрумин в осеннем интервью порталу «Умная школа».
И далее: теперь хорошими учителями считаются те, кто без понуканий
делает то, что им скажут, а «сильный учитель» – это теперь тот, кто
сильно выполняет указания.
Ударим по формализму
формализмом!
То есть ученый сетует: идет отрицательный отбор в профессию.
Тем временем учитель пишет: «У нас большая часть педагогического
коллектива находится в состоянии энергосбережения: требования к
организации обучения все абсурднее, а количество бумаг все больше. Как
только на стенде в учительской появилась памятка «Урок в режиме
ФГОС-2», где перечислены все этапы урока и возле каждого
указание: «формулируется (проводится) самим(и)
учеником(ами)», то есть и тема, и оценка, и домашнее задание – всё, мы
просто замерли. А сообразительные учителя стали заставлять переписывать
параграф. Отличный урок, между прочим: в классе тихо, все процессы идут
самостоятельно. Но я своего места в этом нереальном процессе не нахожу».
Оппортунизм, конечно. Понятно же, речь в стандарте идет о
рефлексивном подходе к процессу обучения, об опоре на собственный опыт,
а в «памятке» – о сведении всего и вся к ученическому
повелению. Искажение дикое, но ведь если методист привык формализовать
любое содержание до понятной его уму картинки, что, он так и будет
смотреть: сами дети объявили тему урока или не сами?
Легко ли работать без
настроения?
По опросу одного из сайтов учительского сообщества оказалось,
что большинство учителей – 77% – готовы покинуть школу, как только у
них появится какая-то альтернатива нынешней работе, и лишь 10% говорят,
что любят свою работу. «Ушла бы, да некуда», – типичный ответ.
Несмотря на то что за конкретные цифры поручиться нельзя (их
опубликовал «Московский комсомолец»), настрой знакомый:
бессмысленности и лицемерия стало так много, что от негатива не спасают
даже уроки (время, проведенное с учениками, многие учителя называют
отдушиной). Об оттоке хороших кадров мне говорила и знакомая завуч:
«Человеку свойственно получать от работы удовольствие; да, в нашей
работе много рутины, но если рутинная работа на 100% бессмысленна, это
каторга для мало-мальски творческого человека. Люди не видят никаких
перспектив или бонусов в бесконечном преодолении бюрократии и просто
срываются».
Что за злокозненность – не давать человеку обнаружить себя в своем
деле? Устроить все так, чтобы занятия с детьми были где-то на
периферии, а лучше вообще без учителя? А учитель бы находился в роли
отстающего ученика при чиновниках образования?
Пока в условном наклонении
Обезличивание школьного образования идет под разговоры о
перспективах веб-обучения, мол, разве сравнишь смешную Марьванну с
виртуальным учебником! Но, во-первых, слухи об IT-обучении в России
сильно преувеличены: внедрять его в образовательный процесс не спешат,
это сложно, пока что только надзор автоматизировали. Во-вторых, IT и в
самом деле приведут к заметному прогрессу, если человек в школьном
возрасте получит реальную социально-когнитивную настройку. Научится
самоактуализации и самоконтролю, разовьет творческое воображение?– в
среде сверстников, в сопровождении значимого взрослого. Тогда и дальше
он сможет учиться хоть удаленно, хоть как, где и чему угодно.
Но чтобы учитель работал на эти цели ученика, а не на примитивную
«педагогику» результата, он должен иметь время на постоянную рефлексию,
на доработку своей программы, на профессиональные диалоги… на то, что у
нас «не считается».
А зря. Тогда бы двоечников не собирали в отдельные школы, а
выравнивали; тогда бы творческих учителей считали сильными, а не
избавлялись от них; тогда не шарахались бы от сложностей и тонкостей
педагогической работы, а занимались ею. Да что там...
Надо срочно спасать профессию.