Не слишком ли дорого обходятся стимулирующие выплаты?
Речь не о финансовых затратах, а о той атмосфере, которая создается в школе
Выдать премию ко Дню учителя каждому причастному к делу
образования – естественное, казалось бы, решение. Но со школьными
деньгами такая кутерьма, что сам черт не разберется.
Например, этой осенью на московские школы пролился золотой дождь, там
делят премиальные миллионы. Родители пишут: почему, минуя управляющие
советы? почему кулуарно? А потому что это не 30% стимулирующих из ФОТ,
а грант департамента. На усмотрение директора – кому дать, а кого на
место поставить.
О распределении же стимулирующих пишет преподаватель:
«Это только кажется, что
люди из-за денег ссорятся. Разделить не могут не деньги, а амбиции,
комплексы, гордыню – это все никак не делится. Тут только война до
победного конца. А раздувает ее распределение денег: кто лучше, кто
больше, кто достойнее? Лучше бы стимулирующего фонда совсем не было,
это очень отвлекает от работы».
Размышляют о справедливости распределения и специалисты. Но
коренной вопрос – об отмене формулы «ФОТ= 70:30», где базовая
(гарантированная) часть 70%, а 30% – премиальная, долю из которой
учителю еще надо заслужить, – ими пока не ставится.
Пока предлагают списки критериев и сами же сомневаются в их качестве и
количестве. Спрашивают, нет ли где в какой школе хорошо работающей
системы распределения стимулирующих выплат, чтобы и прозрачно, и с
небольшим числом понятных критериев; или достаточно доверять директору,
и он сам разберется, по каким критериям или по внутренним грантам
распределять – для лучшей работы школы, без всякой формализации?
В общем, стимулирующие деньги идут давно, а правила поощрения все никак
не вырабатываются – ни снизу, ни сверху.
Разрушающая учительские коллективы гонка за формальными баллами?– это
очередное и далеко не последнее испытание школы и учителя на выживание.
Сначала было «денег нет» в 90-е, потом проекты модернизации, вымывшие
из школы самых самостоятельных, теперь…
Теперь Александр Сайбединов, знаменитый директор Светлинского лицея
Томской области, пишет свои сентябрьские тезисы:
– Учитель, который как профессионал должен быть творчески свободен,
обвязан и зашит регламентами и оценками разных видов... ему некогда
задать вопрос «зачем?», важнейший в деятельности педагога, потому что
он опутан вопросами «что?» и «почему?»...
В результате – унижение неразберихой, когда деньги платят одни,
содержание образования навязывают другие, критикуют третьи, а
по-настоящему честно оценивают только ученики.
Нет, в такой системе учителю лучше не надеяться получить материальное
поощрение в День учителя.