Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Не слишком ли дорого обходятся стимулирующие выплаты?

Речь не о финансовых затратах, а о той атмосфере, которая создается в школе

Выдать премию ко Дню учителя каждому причастному к делу образования – естественное, казалось бы, решение. Но со школьными деньгами такая кутерьма, что сам черт не разберется.
Например, этой осенью на московские школы пролился золотой дождь, там делят премиальные миллионы. Родители пишут: почему, минуя управляющие советы? почему кулуарно? А потому что это не 30% стимулирующих из ФОТ, а грант департамента. На усмотрение директора – кому дать, а кого на место поставить.
О распределении же стимулирующих пишет преподаватель:

«Это только кажется, что люди из-за денег ссорятся. Разделить не могут не деньги, а амбиции, комплексы, гордыню – это все никак не делится. Тут только война до победного конца. А раздувает ее распределение денег: кто лучше, кто больше, кто достойнее? Лучше бы стимулирующего фонда совсем не было, это очень отвлекает от работы».

Размышляют о справедливости распределения и специалисты. Но коренной вопрос – об отмене формулы «ФОТ= 70:30», где базовая (гарантированная) часть 70%, а 30% – премиальная, долю из которой учителю еще надо заслужить, – ими пока не ставится.
Пока предлагают списки критериев и сами же сомневаются в их качестве и количестве. Спрашивают, нет ли где в какой школе хорошо работающей системы распределения стимулирующих выплат, чтобы и прозрачно, и с небольшим числом понятных критериев; или достаточно доверять директору, и он сам разберется, по каким критериям или по внутренним грантам распределять – для лучшей работы школы, без всякой формализации?
В общем, стимулирующие деньги идут давно, а правила поощрения все никак не вырабатываются – ни снизу, ни сверху.
Разрушающая учительские коллективы гонка за формальными баллами?– это очередное и далеко не последнее испытание школы и учителя на выживание. Сначала было «денег нет» в 90-е, потом проекты модернизации, вымывшие из школы самых самостоятельных, теперь…
Теперь Александр Сайбединов, знаменитый директор Светлинского лицея Томской области, пишет свои сентябрьские тезисы:
– Учитель, который как профессионал должен быть творчески свободен, обвязан и зашит регламентами и оценками разных видов... ему некогда задать вопрос «зачем?», важнейший в деятельности педагога, потому что он опутан вопросами «что?» и «почему?»...
В результате – унижение неразберихой, когда деньги платят одни, содержание образования навязывают другие, критикуют третьи, а по-настоящему честно оценивают только ученики.
Нет, в такой системе учителю лучше не надеяться получить материальное поощрение в День учителя.

Рейтинг@Mail.ru