ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Когда закон – орудие расправы
Приговор директору челябинского лицея Александру Попову может стать приговором власти
Ситуация директора челябинского физматлицея № 31 Александра
Попова обсуждается на федеральном уровне с лета, и ссылками на
телерадиопрограммы и публикации в журналах и газетах можно заполнить
полполосы. Резонанс огромный.
Летом Попов стал фигурантом сразу двух уголовных дел, но должности не
лишился, общественное сопротивление было мощным. В сентябре по одному
из дел Следственный комитет составил обвинительное заключение:
посредничество при получении взятки, а также покушение на
мошенничество. Если заключение утвердит прокуратура, дело отправится
в суд.
Тележурналисты из города не уезжают, после приговора Илье Фарберу
процессы в отношении педагогов – тема острая.
Но мы-то понимаем, что острота ее не в «криминальных
подробностях»...
Мы знаем, что существование хорошей школы, тем более
школы-лидера (по количеству призеров международных 31-й челябинский на
третьем месте в стране и только что вошел в ТОП-25) на бюджетные деньги
невозможно. Но даже тот факт, что дети из лицея побеждают учеников
самых обеспеченных и продвинутых школ мира, не поднял планку
финансирования. Конкретика здесь, в таблице: http://shtab31.livejournal.com/39107.html
– дельта между «есть» и «необходимо» 11 млн руб. Школы у нас
финансируются так, что практически каждого директора можно «привлечь».
При желании. Школы унижены финансированием.
Второе. Школа начинается директором, им и кончается. Яркий,
талантливый, самостоятельный – он подберет подобных педагогов, построит
школу, которая воспитает ярких свободных учеников. У Попова, кстати,
более трети педагогов – мужчины. А места в рейтингах – это побочный
эффект сильной свободной школы. Но такой директор а) неудобен для
чиновников, б) вызывает зависть обывателей. Собственно, дорогу Попов
перешел милицейскому чину, когда не только отказался подавать списки
детей кавказской национальности, но и разместил позорный запрос в своем
блоге. Был шум, виноватого наказали. Но кто ж одобрит смелость?
Это третье: ценности системы управления –
управлямость-исполняемость-подчиняемость объекта – идут вразрез с
требованиями, которые предъявляет к себе человек, отдающий жизнь работе
с детьми. Внутренняя свобода, искренность, предприимчивость, остроумие,
надежность. Сравним по делам. Министр образования области в ответ на
коллективное письмо общественности (более 800 подписей) с просьбой
оценить происходящее дал письменный ответ: «Оценка деятельности
правоохранительных органов и директора школы в компетенцию министерства
не входит». Тем временем директор Александр Попов категорически
запретил вовлекать детей в пикеты и сборы подписей, а сам отказался от
выдвижения на звание «Народный учитель»: плохая примета, пошутил.
Есть ли надежда на то, что эпоха подделок заканчивается? Ведь всем
теперь все хорошо видно, и вряд ли кому согреет душу история о том, как
человека с нешуточной репутацией пытаются сковырнуть зарвавшиеся
демагоги. Политолог из Челябинска Александр Подопригора формулирует
очень точно:
«Никакая другая тема не звучит сейчас на федеральном уровне в
связи с Челябинской областью так внятно, как эта. Понятно, почему она
приобрела такой общественный резонанс. Страна застыла сейчас на краткий
миг в точке бифуркации, в ожидании сигнала. Куда дальше? Вниз, в
традиционное и бессмысленное «закручивание гаек», или вверх,
подтягиваясь к цивилизованному миру? Лицей Попова, один из лучших в
стране, – символ второго пути. Приговор директору по высосанному из
пальца «коррупционному делу» станет знаком того, что власть
самоубийственно выбрала первый.
Молодые следователи, брошенные полицейскими начальниками
перетряхивать бумаги лицея, семьи учеников и сотрудников Попова в
поисках корысти директора, с изумлением обнаружили, что этот
«коррупционер» весьма скромно живет с супругой в двухкомнатной квартире
на первом этаже панельной пятиэтажки, а деньги из лицея он не уводил, а
приносил их туда?– лично заработанные. Можно много спорить о
юридических нюансах этого дела (хотя от самого факта взятки обвинение
уже отказалось, подтверждается также, что деньги Попов соглашался взять
именно на нужды школы). Но в сухом остатке это выглядит именно так: все
силы государства брошены здесь не на поощрение, а на уничтожение первых
и, возможно, последних настоящих достижений современной «экономики
знаний» в стагнирующей стране.
Преследование математика Попова – знак того, что власть в лице
чиновничьих кланов переходит в регионе к открытому подавлению уже даже
не политических оппонентов и коммерческих конкурентов. Она называет
своим врагом совершенно не политизированное гуманитарное сообщество,
тех самых квалифицированных врачей и учителей, аполитичность которых
долгое время служила ей опорой, ставя ему в вину профессиональную
независимость и не прощая способности к нравственным оценкам. Слишком
много людей в Челябинске и вне его активно против этого грубого
давления – их становится все больше»?– полностью здесь: http://podoprigora74.livejournal.com/.