КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Альбом один и прадеду и внуку
В Москве в Государственном музее А.С.Пушкина открылась выставка «”Альбомы нынче стали редки…”. Эволюция альбомного жанра с конца XVIII до начала XXI века (из собраний государственных музеев и частных коллекций)»
Альбомы нынче
стали редки,
В листах, исписанных пестро,
Чертить случайные виньетки
Отвыкло беглое перо…
М. Волошин, 1912
Бродить по этой выставке хочется долго. Уйти с нее трудно. За те
минуты, что видишь представленные твоему взору домашние альбомы, ты
таинственно и коротко сближаешься с теми, кто много лет назад вносил на
эти листы свои стихи и рисунки, кто бережно вкладывал в альбомы
памятные цветы и опавшие листья. Щемящее чувство родного охватывает и
не отпускает.
По пути домой хочется купить в канцтоварах альбом и тут же записать в
нем что-то или зарисовать вместе с детьми. Помнится, когда дочки были
маленькими, мы брали под Новый год обычный школьный альбом для
рисования и поспешно вписывали в него путевые летние впечатления,
смешные случаи на уроках и дома, шуточные стихи, забавные открытки,
вклеивали рисунки, шаржи, фотографии, тогда еще черно-белые. Очень
хотелось поскорее заполнить пространство альбома и в самый Новый год
уже не возиться с ним, а лишь перелистывать.
В каталоге, изданном к открытию выставки, приведены слова художника
Ильи Кабакова: «Вся суть альбомов – в перелистывании». И я бы добавил:
в медленном перелистывании. Каждый лист альбома – это погружение в
какую-то особенную эмоциональную среду, в отдельную эпоху жизни семьи.
Альбомы – это «городок в табакерке», где время не утекает безвозвратно,
а ходит по кругу. От последней страницы легко вернуться к первой и
запустить машинку времени вновь.
Чем дольше в семье вели альбом, тем больше времени он охватывал. Иногда
это жизнь не одного, а нескольких поколений. На первых страницах могли
быть стихи, посвященные бабушке, рисунки деда, а на последних страницах
– зарисовки внуков и правнуков.
Таких «долгоиграющих» семейных альбомов на выставке около пятидесяти.
Почти все они – настоящие шедевры и по форме, и по содержанию: альбом
семьи Елагиных с карандашным портретом В.А.Жуковского, альбом семьи
Мариных, альбом великого князя Константина Николаевича, альбом семьи
Брюлловых, альбом президента Академии художеств Алексея Николаевича
Оленина…
Семья Бакуниных-Полторацких начала заполнять свой альбом еще в конце
восемнадцатого века, когда Павел Петрович Бакунин отбыл из России на
дипломатическую работу в Англию. В альбоме виды городов, пейзажи,
портреты, в том числе работы известных европейских художников. Годы
спустя в этом же альбоме появились рисунки Кати, дочери Бакуниных. В
Катю был влюблен лицеист Пушкин. Катя вышла замуж за участника войны
1812 года А.Полторацкого. У них родилась дочь, которую тоже назвали
Екатериной. Она продолжала заполнять альбом, а когда вышла замуж и
родила сына Сашу, то предоставила незаполненные листы альбома для
детских рисунков. Саша женился, на свет появилась внучка Вера, рисункам
которой тоже хватило места в альбоме. Так он заполнялся на протяжении
более семидесяти лет!
Второй зал выставки отдан двадцатому веку, и здесь остро
чувствуется, как ломается, искажается традиция. Альбом теряет свое
семейное, коллективное авторство и становится отдохновением человека
глубоко одинокого и страдающего. Здесь уже нет альбомов, заполняемых из
поколения в поколение. Уходят сосредоточенность и неспешность, исчезают
уютные виньетки, а вместе с ними – изысканность и домашность.
Как пишут в каталоге искусствоведы галереи «Ковчег» (они вместе с
сотрудниками пушкинского музея готовили экспозицию), в ХХ веке
«обращение к жанру альбома было мотивировано попаданием автора в некие
особые, замкнутые условия существования (казармы, окопы, даже тюрьма)».
В окопах, пожалуй, было не до альбомов, но на выставке есть
поразительные свидетельства стойкости духа – тюремные блокноты и
рукописные книги, составленные в заключении (они предоставлены для
выставки музеем общества «Мемориал»).
Я долго стоял у толстого рукописного сборника стихов, составленного в
лагере по памяти (!) В.Ф.Берсеневой и С.С.Потресовой в 1945–1947 годах.
Рядом – рукописное издание пушкинского «Выстрела» с иллюстрациями,
сделанными неизвестным художником. Тут же маленькая, размером с
молитвослов, самодельная книжка стихов Александра Блока. На папиросной
бумаге мельчайшим почерком переписано, наверное, все собрание сочинений.
А вот листы из гербария соловецкого узника Алексея Вангенгейма –
создателя и руководителя единой метеорологической службы СССР . Как и
его сокамерник Павел Флоренский, он не только писал письма домой, но и
вкладывал в эти письма научное и эстетическое содержание. Для своей
четырехлетней дочки Элеоноры он собрал на Соловках альбом «Математика в
растениях».
Отдельно представлены путевые альбомы для зарисовок художников Мая
Митурича, Иллариона Голицына, Виктора Дувидова, Татьяны Мавриной… Два
альбома Никиты Фаворского – сына знаменитого художника-графика. В 1938
году юноша закончил полиграфический институт, а в 1941-м погиб в боях
под Москвой…
Вернется ли когда-нибудь жанр семейного альбома в нашу жизнь или
останется лишь в витринах музеев? Культурологи считают, что такой
«тренд» уже никогда не вернется, но очень хочется, чтобы в этом они
ошиблись. Я уверен, что жизнь семьи всегда будет тянуться к жанру
альбома, как она тянется к счастью. Рифма дом–альбом столь же проста,
сколь и неотменяема. Круженье буден, детский лепет, коврик на стене,
тепло бабушкиных пирожков, первая любовь и бесценные эсэмэски от
любимой девочки – все это рано или поздно захочет облечься в бумажный
халат альбома.
Живите в доме – и
не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом,–
А стол один и прадеду и внуку…
PS. Выставка домашних альбомов в музее А.С.Пушкина
(ул. Пречистенка, 12/2, ст.м. «Кропоткинская») продлится до 17 ноября
2013 г.