Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Ключарева Наталья

Прогулки по цветным лужам

Мир, который рождается экспромтом

К разговорам о творческом взаимодействии с детьми: порой человеку непонятно, о чем идет речь. То есть с тем, что это будущее образовательного процесса, все согласны, а как оно на самом деле – вопрос. Мы публикуем записки молодой мамы, в них – хотя, казалось бы, где школа, а где малыш, – образ творческого взаимодействия с ребенком хорошо просматривается. Включенность, готовность видеть мир глазами ребенка, спонтанность и воображение – такие вот компетентности…

Малыш и город

До рождения ребенка у меня в голове было множество идей о том, каковы дети. С появлением Маши все эти представления стали лопаться одно за другим как мыльные пузыри. Почти сразу мне пришлось расстаться с мыслью, будто детям не бывает скучно. Маша постоянно требовала общения, и я регулярно обеспечиваю ей приток новых впечатлений. Об этом и расскажу.
Довольно быстро я обнаружила, что мир вокруг совершенно не приспособлен для маленького ребенка.
Во дворе двухлетке, которая еще не умеет общаться со сверстниками, некуда деться. Однотипные детские площадки, чьи игровые возможности довольно быстро исчерпываются (ну поднялся по лестнице, ну скатился с горки, а дальше-то что?), не могут удовлетворить потребность ребенка в новизне, в радости ежедневных, ежеминутных открытий.
Что остается? Я сама берусь наполнять этот мир событиями, обживать, делать таким, каким он должен быть для ребенка: насыщенным, ярким, живым, каждую секунду изобретать что-то новое.

На уровне детских глаз

Я стала обживать пространство наших прогулок. На ржавых воротах нарисовала рыбку, на бетонный забор наклеила переводную картинку, на пустыре под лопухами устроила в картонной коробке дом для старой куклы. Теперь мы не просто гуляем, а ходим в гости к рыбке, навещаем пони, проведываем куклу Фёклу. Вокруг каждого места вырастает свой сюжет. То варим для куклы суп, кидая в лужу шишки или песок, то шьем ей одеяло из лопухов, то ловим рыбку, пытаясь дотянуться до нее длинной палкой...
Сюжет каждый день разный. А если истории перестают рождаться, мы меняем персонажей или начинаем ходить по новым дорожкам.
Я припрятываю в укромном месте какой-нибудь сюрприз, маленькую игрушку, красивую пуговицу, сломанный браслет – как интересно это обнаружить!
Однажды высыпала на дорожку, где должна была пробежать Маша, горсть разноцветных камушков, раскрашенных акриловыми красками, как же она обрадовалась!
Или мы идем и на ходу придумываем сюжет, расставляя персонажей по пути прогулки. Маше нравятся уже знакомые по книге или мультфильму истории. Любые сказки, основанные на движении главного героя и последовательных встречах с другими персонажами, бесконечный «Колобок». Бывает, подходящих игрушек не находится или их жалко брать с собой на улицу – действующих лиц леплю из пластилина (лепить я начала сразу после рождения дочки) или собираю из подручного материала. Главное – одушевлять предметы речью.
Вот на коре дерева глаза, вот рот...  Cмотри, тут кто-то есть!
– Ты кто? Может, ты медведь?
Маша очень быстро включается в игру, вступает в свой диалог с Тем, Кто Живет В Дереве. Главное, вовремя уступить инициативу, а потом подхватить интерес.
И когда вот так гуляешь с ребенком, начинаешь присматриваться, и оказывается, вокруг столько предметов, на которых можно буквально в несколько движений нарисовать лицо. Простой мел – и вот уже водопроводный люк превращается в добрую тетушку, расплывшуюся в улыбке, а фонарный столб в очень худого и очень удивленного дядю. Чему это он так удивился? Может, увидел, что вон тот большой камень – это вовсе не камень, а спящий серый кот...
Воображением легко заразить, и Маша уже готова увидеть медведя или акулу в моих специально сложенных руках, теперь у нас бродячий театр всегда с собой. Из пальцев я научилась делать зайца, птицу, крокодила, петуха, море. Если нарисовать фломастерами на каждом пальце глаза и рот, то вот и целая театральная труппа.

Игры наши и больше ничьи

В пустых руках Маша может увидеть книгу, а я – «прочитать» ее вслух. Это одно из наших излюбленных развлечений. Родилось оно спонтанно, когда я забыла взять с собой в дорогу книгу (в транспорте мы всегда читаем, иначе на месте не усидеть). Ехать далеко, а книги нет. Что делать? Я развернула перед Машей ладони и стала «читать», водя по ним пальцем. А чтобы ребенок не заскучал от такого уровня абстракции, сюжет выбрала самый-самый знакомый, только что пережитый.
Мы ехали из бассейна и «читали» такую историю: «Однажды Маша пошла плавать и встретила акулу. Акула сказала: «Я тебя сейчас съем!» А Маша ответила: «Нет!» Маша поплыла от акулы что было сил. Акула гналась-гналась за Машей и устала. И говорит: «Я больше не акула, я девочка Алина, давайте теперь со мной дружить». Дочка была в восторге. Так наладонная книга стала Книгой О Том, Что Случилось Сегодня. Мы читаем ее почти каждый вечер, заодно еще раз переживая всё, что произошло за день.
Еще одно наше любимое занятие – украшать. Придумалось оно тоже по случаю. Кто-то взорвал у подъезда хлопушку, и все вокруг было усыпано разноцветным серпантином. Мы подобрали красивые ленточки, которые еще не успели затоптать прохожие, и повязали на куст. И в черно-белом зимнем мире возник крошечный островок цвета, на котором отдыхал утомленный однообразием взгляд.
Летом мы украшали грязь лепестками цветов, сыпали в лужу конфетти, развешивали на деревьях птиц из цветной бумаги, повязывали лентой газовую трубу...

…И вот мы выходим на очередную прогулку. Мои карманы набиты мелками, красками, печеньем для голубей, маленькими мячиками, бумажными корабликами, бусинами, цветными нитками и прочими предметами, которые, может быть, найдут применение, а может – нет. Еще не знаем. Но, взявшись за руки, спешим навстречу событиям, которые обязательно придумаем. Мне ни разу не было скучно с ребенком, никогда!

Рейтинг@Mail.ru