О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Дуг Лемов,
Эрика Вулвей, Кейти Ецци
От знаний к навыкам
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013
Школьные педагоги знают, что результативность обучения во
многом зависит от того, насколько прочно закреплен тот или иной навык.
Ребенок с первых учебных дней сталкивается с необходимостью тренировать
одно умение за другим: письма, счета, чтения, применения изученных
правил. То есть работа учителя должна включать в себя очень точную
организацию эффективных тренировок.
Авторы, американские педагоги-практики, изучили опыт самых успешных
коллег и рассказывают в книге «о важнейших компонентах их
профессионального мастерства другим учителям средних школ... о
внутренних механизмах практической подготовки: что конкретно приводит к
успеху или, напротив, мешает эффективно работать». Интересно, что они
не только знакомят учителей с принципами и правилами, повышающими
мастерство, но и предлагают использовать их же для самообразования.
Например, показывают на примере, насколько уверенно и свободно работает
учитель, который довел до автоматизма профессиональные приемы.
Выводы авторов, сделанные на основе анализа самых разных ситуаций
обучения школьников, военных, спортсменов, учителей, «упакованы» в
сорок два правила. Они чрезвычайно технологичны и последовательно
высвечивают все трудные звенья учебной работы — от постановки задач и
распределения сил до работы с ошибками и эффективного оценивания.
Рассматривая каждое правило, авторы дают его психологическое
обоснование, приводят узнаваемые примеры, предлагают читателю опираться
на личный опыт.
В Приложении приведены примеры нескольких обучающих семинаров для
учителей и собраны методические приемы лучших американских педагогов,
которые читатель может включить в свой профессиональный инструментарий.
17 лучших дней
в жизни
М.: Никея, 2012
В книжке собраны воспоминания пап о проведенных вместе с
детьми выходных, о том, как простые, очень доступные вещи и впечатления
делают такой день незабываемым. Попутно авторы дают советы возможным
последователям, тем, кто решится на подобный подвиг — посвятить своему
ребенку несколько часов в ближайшее воскресенье.
Идеи разделены по временам года и не предполагают ничего
сверхъестественного. Велосипедная прогулка, фоторепортаж, поездка за
грибами, пикник. Есть несколько глав о том, как вместе смастерить
игрушечные или вполне настоящие вещи: свечу, кормушку для птиц, модель
кораблика, машины, самолета. При этом каждая несложная в исполнении
затея превращается в увлекательный и многоплановый проект, дающий
простор для мыслей и эмоций. И самое главное – для деятельного
взаимодействия ребенка с родителями. Еще один очень важный момент:
авторы предлагают сосредоточиться не столько на результате (чем явно
перегружены семейные отношения, где ребенка поощряют за хорошие
отметки, победу в конкурсах, соревнованиях), сколько на процессе
познания мира. Например, первый опыт фотографирования гораздо
интереснее получать с пленочным, а не цифровым аппаратом. Это отличный
повод «показать и действие затвора, и работу диафрагмы, и наводку на
резкость. До серьезных уроков оптики остался всего шаг!». Заодно у
ребенка появляется возможность делать ошибки и учиться на них. А у папы
– оттачивать мастерство делать тактичные и минимальные подсказки, не
перехватывая инициативу.
Попутно авторы не упускают возможности напомнить о средствах
безопасности в лесу, мастерской, на дороге и о некоторых полезных
мелочах вроде обустройства детского пассажирского сиденья на велосипеде
или составления маршрута.