Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Дуг Лемов, Эрика Вулвей, Кейти Ецци
От знаний к навыкам
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

Школьные педагоги знают, что результативность обучения во многом зависит от того, насколько прочно закреплен тот или иной навык. Ребенок с первых учебных дней сталкивается с необходимостью тренировать одно умение за другим: письма, счета, чтения, применения изученных правил. То есть работа учителя должна включать в себя очень точную организацию эффективных тренировок.
Авторы, американские педагоги-практики, изучили опыт самых успешных коллег и рассказывают в книге «о важнейших компонентах их профессионального мастерства другим учителям средних школ... о внутренних механизмах практической подготовки: что конкретно приводит к успеху или, напротив, мешает эффективно работать». Интересно, что они не только знакомят учителей с принципами и правилами, повышающими мастерство, но и предлагают использовать их же для самообразования. Например, показывают на примере, насколько уверенно и свободно работает учитель, который довел до автоматизма профессиональные приемы.
Выводы авторов, сделанные на основе анализа самых разных ситуаций обучения школьников, военных, спортсменов, учителей, «упакованы» в сорок два правила. Они чрезвычайно технологичны и последовательно высвечивают все трудные звенья учебной работы — от постановки задач и распределения сил до работы с ошибками и эффективного оценивания. Рассматривая каждое правило, авторы дают его психологическое обоснование, приводят узнаваемые примеры, предлагают читателю опираться на личный опыт.
В Приложении приведены примеры нескольких обучающих семинаров для учителей и собраны методические приемы лучших американских педагогов, которые читатель может включить в свой профессиональный инструментарий.

17 лучших дней в жизни
М.: Никея, 2012

В книжке собраны воспоминания пап о проведенных вместе с детьми выходных, о том, как простые, очень доступные вещи и впечатления делают такой день незабываемым. Попутно авторы дают советы возможным последователям, тем, кто решится на подобный подвиг — посвятить своему ребенку несколько часов в ближайшее воскресенье.
Идеи разделены по временам года и не предполагают ничего сверхъестественного. Велосипедная прогулка, фоторепортаж, поездка за грибами, пикник. Есть несколько глав о том, как вместе смастерить игрушечные или вполне настоящие вещи: свечу, кормушку для птиц, модель кораб­лика, машины, самолета. При этом каждая несложная в исполнении затея превращается в увлекательный и многоплановый проект, дающий простор для мыслей и эмоций. И самое главное – для деятельного взаимодействия ребенка с родителями. Еще один очень важный момент: авторы предлагают сосредоточиться не столько на результате (чем явно перегружены семейные отношения, где ребенка поощряют за хорошие отметки, победу в конкурсах, соревнованиях), сколько на процессе познания мира. Например, первый опыт фотографирования гораздо интереснее получать с пленочным, а не цифровым аппаратом. Это отличный повод «показать и действие затвора, и работу диафрагмы, и наводку на резкость. До серьезных уроков оптики остался всего шаг!». Заодно у ребенка появляется возможность делать ошибки и учиться на них. А у папы – оттачивать мастерство делать тактичные и минимальные подсказки, не перехватывая инициативу.
Попутно авторы не упускают возможности напомнить о средствах безопасности в лесу, мастерской, на дороге и о некоторых полезных мелочах вроде обустройства детского пассажирского сиденья на велосипеде или составления маршрута.

Рейтинг@Mail.ru