ОРИЕНТИРЫ
Домашние задания не выполняются? Попробуем задать им новый формат
Главные глаголы не «выучить» и «пересказать», а «создать» и «придумать»
В последние недели в СМИ бурно обсуждался вопрос о том,
не сделать ли домашние задания для старшеклассников добровольными. С
одной стороны, подростки перегружены. Их действительно хочется
поберечь. С другой – педагоги плохо представляют, как ученики освоят
программу без ежедневной домашней работы. Может, не отказываясь
от привычных домашних заданий, постараемся сделать их более творческими
и менее трудоемкими?
Домашняя работа
принесет больше пользы, если…
…она может быть сделана учеником совершенно самостоятельно. А
значит, педагогу придется продумать уровень сложности и требования к
качеству результата.
…есть возможность выбрать подходящий по сложности или виду деятельности
вариант (то есть домашнее задание состоит из нескольких вариантов).
…задан строгий временной регламент («проверь, на сколько вопросов ты
сумеешь ответить за 20 минут», «читай/пиши в течение ровно 20 минут»)
вместо объема.
…в результате в сознании ребенка проясняется структура материала
(«создай схему, таблицу…»).
…для отработки каких-то навыков ученику предлагается заполнить
карточки, обвести правильный ответ, рисунок – вместо того, чтобы
исписывать страницы тетради. Это существенно экономит время и силы.
…ученик может проявить свою индивидуальность («придумай свой способ,
сформулируй свою позицию…»).
Как оценивать домашнее
задание?
«Двойка» за несделанное домашнее задание вряд ли мотивирует
детей на дальнейшие подвиги. Возможно, эффективнее обсудить условия,
при которых работа все же будет выполнена.
Ставить оценки за правильно решенные дома задачи или блестяще
написанные сочинения – подталкивать учеников к списыванию,
использованию помощи родственников и репетиторов. Лучше за сам факт
наличия этой работы в тетради ребенка, причем именно в оговоренные
сроки, добавить ему какие-то бонусные баллы. Реальный уровень
возможностей детей проверит классная работа. Заодно станет ясно, какое
задание дать к следующему уроку.
Семь нескучных домашних
заданий
Вместо традиционных «прочитать, ответить на вопросы в конце
параграфа», «выучить» – предложим ученикам задания чуть более
творческие, неожиданные, позволяющие проявить индивидуальность.
Возможно, это займет у детей не меньше времени, зато доставит больше
удовольствия. И не повредит качеству освоения материала.
– Напишите небольшую речь в защиту героя, теории, события…
– Составьте план занятия (придумайте игру: викторину, мемо, квест…) по
пройденной теме для учеников младших классов (в идеале – занятие
проводится по-настоящему, к обоюдному удовольствию и пользе).
– Создайте схему (опорный конспект, слайд-презентацию) по мотивам
параграфа учебника.
– Выпишите из параграфа (главы) учебника 5 самых важных идей (фактов).
Выпишите три вопроса, которые вы хотели бы задать учителю (обсудить в
классе).
– Кто из современных актеров мог бы сыграть героя прочитанной книги?
Почему вы так думаете?
– Опишите жизненную ситуацию (придумайте задачу), в решении которой
пригодились бы знания, полученные на уроке. Придумайте предложения, в
которых без выученных на занятии слов не обойтись.
– Придумайте (опишите свой) способ заучивания наизусть таблицы (списка,
правила): «запоминательные» стишки и песенки, истории, картинки,
карточки…
Если педагог часто предлагает классу интересные, необычные
задания, в какой-то момент он имеет право попросить учеников
самостоятельно придумать домашнюю работу, еще раз уточнив ее цель:
повторить пройденное, понять, узнать что-то новое, отработать навык,
выучить правила…
Почему они снова ничего не
сделали?
Если ученик не выполняет домашних заданий, это не сама
проблема, а лишь ее симптом. Для «точного диагноза» полезно выслушать
бездельника. В детском оправдательном лепете отчетливо различаются
четыре существенные причины:
Учебная: не понял задания, не получилось.
Организационная: забыл, потерял, не успел, дома были гости.
Мотивационная: скучно, у меня все равно не получится (т.е. страшно).
Личностная: у меня сейчас сложный период, не могу сосредоточиться,
переживаю из-за семейных проблем.
У педагога в запасе всегда есть палочки-выручалочки:
Учебная:
консультационные часы и/или консультационные телефоны. Ученики, которые
чего-то не поняли и не сумели, могут выполнить домашнее задание на
регулярно проводимых консультациях. Дополнительное занятие проводит сам
педагог или кто-то из учеников постарше, иногда достаточно – поопытнее.
Можно проконсультироваться и по телефону. Конечно, учителю следует
звонить только в крайнем случае. Лучше договориться, кто из
одноклассников на этой неделе отвечает на вопросы по математике, а кто
– по английскому.
Организационная:
у большинства домашних заданий может быть два срока сдачи – на
следующем уроке (максимальный бонус) и в конце следующей недели
(месяца) – за половину «премии». Назначим своего рода дедлайн, после
которого бонусные баллы уже не начисляются.
Мотивационная:
образовательный смысл каждой домашней работы, ее роль в достижении
конкретной цели (высокой оценки на контрольной, к примеру) приходится
объяснять порой не только классу, но и отдельному ученику. Способы
выполнения тоже нужно обсуждать неоднократно и персонально.
С личностными проблемами человека по схеме не разобраться.
Разве что выслушать, если захочет рассказать, посочувствовать, помочь
по мере сил. И по возможности предложить ребенку гибкую схему освоения
материала, компенсации пропущенного. В конце концов, домашние
задания – реальность современного учебного процесса. И в этой общей
реальности общими усилиями приходится искать разумные решения.
Рабочая тетрадь для учителя
Отвечая на эти вопросы,
можно наконец осознать и сформулировать собственную позицию по поводу
наболевшей проблемы: зачем и сколько мы задаем ученикам на дом? И
почему дети выполняют или не выполняют наши задания?
1. Как часто вы задаете домашнее задание на завтра (к примеру, в
понедельник – на вторник).
2. Как часто вы задаете задания на выходные (с субботы на понедельник),
на каникулы. Разумеется, это не касается предложения прочитать в
воскресенье «Горе от ума», а летом – «Войну и мир».
3. Зачем вы задаете домашнее задание? Из предложенных вариантов можно
выбрать столько, сколько считаете нужным: отработка предметных навыков;
проверка понимания пройденного; актуализация темы следующего урока;
формирование умения работать самостоятельно; выработка чувства
ответственности; следование традиции; следование требованиям
администрации (родителей учеников); своя формулировка.
4. Насколько заданные вами работы влияют на качество знаний учеников?
Насколько помогают добиться целей, заявленных в предыдущем пункте?
5. С вашей точки зрения, является ли домашняя работа важной частью
учебного процесса? Почему?
6. Многие ли ваши ученики выполняют домашние задания в срок (в
процентах)?
7. Многие ли сдают домашние работы позже назначенного срока (тоже в
процентах)?
8. Многие ли ученики никогда или почти никогда не выполняют домашние
задания (в процентах)?
9. Как вы решаете проблему регулярного невыполнения учеником домашних
заданий?
10. Какими способами вы пользуетесь, чтобы побудить ребят выполнять
домашние задания?
11. По вашему мнению, вызывают ли домашние задания раздражение у
родителей учеников?
12. Как ваши ученики понимают, насколько успешно они справились с
домашними заданиями?
13. Вы оцениваете домашние задания своих учеников? Как?
14. В прошлом году – сколько учеников получили тройки в итоге по вашему
предмету? Каков процент среди них регулярно не выполняющих домашние
задания?