Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Витковский Анатолий, Макарова Наталья

Универсальные учебные действия: разложим их по полочкам

К каждой теме школьного курса можно составить список интересных дел, поясняющих теорию на самых ярких и впечатляющих практических примерах

Программы для каждого класса по каждому предмету сегодня определены достаточно четко. Вроде и беспокоиться не о чем. Однако, приступая к осуществлению утвержденных стандартов, учитель может продумать список интересных дел по разным темам курса, чтобы ребятам захотелось поломать головы над трудными заданиями, чтобы занятия проходили увлекательно.
«Деловые программы», составленные педагогами лицея «Ковчег – XXI век», наверняка заинтересуют коллег, в том числе тех, кто преподает совсем другие предметы.

Задача для команды

Проводя мастер-класс в разных школах, я почти всегда вначале ощущаю в аудитории некоторую скованность, а порой и скепсис по отношению к предстоящему мероприятию. И чтобы немного «растопить лед», каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача – найти, в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах.
Таким образом, в аудитории создаются четыре рабочие зоны, четыре группы-команды. Затем, как в настоящей команде, распределяем функции, кто за что отвечает. Каждая группа выбирает организатора, секретаря, спикера, тайм-менеджера.
И вот когда учителя распределяют роли, атмосфера в аудитории сразу теплеет: все же ты не один работаешь, а в команде! Это и легче, и веселей!
Я напоминаю тему мастер-класса и тут же спрашиваю: «Как вы думаете, какова цель и задачи нашей работы?» Как правило, вопрос о целях и задачах вызывает затруднение. Учителя нередко упускают из виду, что одной из задач ведущего мастер-класса является демонстрация собственного опыта, своего владения определенными способами работы. На таких «западающих» моментах я и акцентирую внимание на постановочном этапе (для меня важно, чтобы коллеги не только познакомились с универсальными учебными действиями, но и поучились, как проводить мастер-класс).
Но вот основные задачи предстоящей работы определены – пора переходить к активным действиям.

История обезьянок

Мой замысел в том, чтобы на протяжении всего мастер-класса показать коллегам: освоение универсальных учебных действий – это необходимо, интересно и легко. Как это сделать? Я стараюсь строить работу так, чтобы конкретные универсальные учебные действия педагоги на­учились распознавать в хорошо знакомых, обыденных и вызывающих положительные ассоциации ситуациях. Например, во время просмотра популярных мультфильмов, таких, в которых, как мне кажется, особенно явственно прослеживается интересующая нас проблематика: «Чучело-мяучело», «Кто-сказал “Мяу”?», «Как обезьянки обедали»… А чтобы участникам было легче справиться с распознаванием – на столе у каждой команды лежит новый стандарт, список УУД и несколько текстов, раскрывающих их значение и наиболее существенные характеристики. Каждый педагог может просмотреть мультфильм со списком в руках, сверяя свое впечатление с названиями тех или иных универсальных учебных действий. Например, коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов...
И что меня всегда удивляет – насколько сосредоточенно учителя следят за разворачивающимися на экране событиями. Я даже однажды спросила: «Видели ли вы раньше этот мультфильм?» «Конечно, видели, но нам же надо было там универсальные учебные действия найти». Этот процесс поиска захватывает практически всю группу. А после просмотра педагоги сразу включаются в работу: члены команды высказывают свои версии проявившихся в поступках героев УУД, секретарь записывает, спикер делает обобщения... К концу отведенного на это времени участники удивляются, как много УУД они обнаружили в мультфильмах: умение (точнее – неумение) договариваться, решать конфликтные ситуации, соотносить свои поступки с этическими нормами, умение работать в команде….
Кстати, по поводу умения работать в команде. Интересно, что после индивидуальной работы ответом на предложение поделиться своими результатами зачастую бывает тишина. А командная работа практически всегда порождает множество интересных версий или решений. И педагоги на собственном опыте убеждаются: работать в команде и увлекательнее, и продуктивнее. И возможно, тоже предложат ребятам поискать УУД в сюжетах любимых мультфильмов или фильмов-сказок. Тем более что многие из этих сюжетов легко проецируются на типичные школьные и жизненные ситуации. Скажем, дети гурьбой выбегают из класса, бегут в столовую, садятся – кто где успел занять место… Не становятся ли они в этот момент похожи на персонажей мультфильма «Как обезьянки обедали»?

Чему учит лавочка?

Пока одна команда разбирается в действиях героев мультфильмов, другие группы трудятся над своими заданиями. Расскажу об одном из них, которое называется «Чему учит лавочка». К этому заданию я даю специальные цветные слайды с картинками, иллюстрирующими разные ситуации общения на лавочке. Вот фото, где мама о чем-то серьезно разговаривает с ребенком, а вот – на скамейке сидит молодая женщина, а рядом, чуть склонившись над ней, стоит мужчина. Что между ними происходит? Не представляете, сколько возникает версий в ответ на этот вопрос! И как плодотворно предварительное обсуждение ситуаций сказывается потом на разговоре об универсальных учебных действиях, которые в этих ситуациях проявляются! Впрочем, не всегда все так легко. Помню недоумевающий взгляд участницы мастер-класса – учительницы математики, когда я предложила проанализировать ситуации общения на лавочке: «Зачем мне думать о какой-то лавочке? Для чего мне это надо? Уж точно не для математики». Видимо, и у других членов ее команды были те же вопросы, поскольку быстро стало очевидно, что эта группа никак не может включиться в работу. Тогда я предложила поразмышлять вместе: «Может ли в ситуации общения на лавочке проявиться момент принятия или непринятия ответственности за свое поведение?». – «Конечно, может. Люди же оставляют после себя бумагу, шелуху от семечек…». – «А это умение к каким универсальным действиям относится?» – «К личностным»...
Несколько таких наводящих вопросов, и педагоги воодушевляются: «Так это вот они и есть, что ли, – универсальные действия?!» – «Ну тогда понятно!..» Дальше группа работает уже без моей помощи. И в результате учителя, как правило, обнаруживают множество УУД в такой, казалось бы, далекой от образования ситуации, как общение на скамейке. Выяснилось, что лавочка учит: выражать свои мысли, адекватно реагировать на замечания, выбирать полезную информацию, планировать рабочий день, прогнозировать результаты своей деятельности и другим умениям.
Лавочка, конечно же, всего лишь один из примеров того, что универсальные учебные действия нам, педагогам, можно и нужно уметь обнаруживать не только в учебной деятельности.
Когда работа в группах заканчивается, наступает время презентации полученных результатов. И что примечательно, практически всегда, на всех мастер-классах, разные команды дополняют друг друга. По этой активности можно видеть, что работа прошла не зря.
Замечу, что психологи рекомендуют начинать разговор с детьми на сложную и не известную им тему на языке образов и только потом переходить на понятийный язык. Следование этому правилу способствует более глубокому освоению нового учебного материала. Похоже, этот принцип срабатывает и при обучении взрослых.

«А вы покажите урок…»

Работа по поиску и обнаружению УУД во «внеучебных» ситуациях очень помогает командам на следующей стадии мастер-класса, которая посвящена практическим педагогическим вопросам. Как лучше организовать процесс развития универсальных учебных действий в школе? С какими трудностями здесь могут столкнуться учитель и ученик? Как помочь детям справиться с возникшими проблемами?
Ответы на эти вопросы я предлагаю искать также в ходе выполнения практических заданий. К примеру, мы составляем технологическую карту урока, где расписываем, что и на каком этапе должен делать учитель для развития определенных УУД. И здесь я стараюсь особо подчеркнуть следующий момент. Учителю важно строить занятие так, чтобы ребята сами выходили на постановку учебных задач, самостоятельно открывали неизвестные им правила и закономерности. Как-то на одном из мастер-классов меня попросили показать, как этого можно достичь на уроке у младшеклассников.
Я попросила коллег взять листочки и написать слова: каменщик, разносчик, рассказчик… В этих словах даже учителя делают порой ошибки. Так вот – записали, начали обсуждать. По некоторым словам мнения расходятся: одни написали «ч», другие – «щ». А как понять, кто прав, если не знаешь правило. И кто-то догадывается распределить слова с разным написанием суффиксов по двум столбикам. Распределили, посмотрели – явно прослеживается закономерность: «А, вон оно что! Оказывается, «чик» мы пишем перед такими-то буквами…» Но ведь очевидно, что и дети вполне способны сделать подобное открытие. Такой вывод напрашивается сам собой. Чтобы подкрепить его, я показала еще несколько приемов стимулирования детской инициативы, а потом перешла к следующему заданию: составлению памятки для учителя, работающего по новым ФГОСам. Что делать педагогу, если у детей возникают трудности, скажем, при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности?..

В роли аналитиков

Кроме памятки, в первый день работы (мастер-класс длится два дня) мы успеваем еще составить модель взаимосвязей    между разными категориями УУД, а на следующий день переходим к критическому анализу занятий, направленных на развитие УУД (для этого я подготовила по­дробное описание нескольких фрагментов уроков, в том числе и моего). Я прошу участников посмотреть, что на представленном занятии учитель делает для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Какие ошибки допустил? Что бы вы сделали по-другому?
Надо сказать, что на второй день участники приходят уже с совершенно другим настроем. И работа идет очень продуктивно: учителя с интересом обсуждают различные педагогические ходы и приемы, с чем-то не соглашаются друг с другом, задумываются над новыми для них вопросами.
А в конце мастер-класса получают домашнее задание: самостоятельно разработать проект урока в начальной школе, где просматривалось бы формирование не менее трех видов УУД.

Когда исчезает страх…

В чем главные результаты мастер-класса? Об этом я сужу по устным откликам участников и по тому, что они пишут на самом последнем этапе – стадии рефлексии. Кроме слов благодарности, это и выражение чувства огромного облегчения: «Мы боялись этих УУД, а оказалось, что работать с ними нетрудно». А еще – радостное удивление: «Думали, что будет что-то похожее на лекцию, а пришлось самим все время работать, учиться, открывать интересные вещи. И это здорово!»
Пожалуй, это и есть главный результат, когда исчезает страх и на его место приходит интерес к новому содержанию образования, к иным формам работы с детьми.

Рейтинг@Mail.ru