ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
Весь город – университет
Открытое образование завоевывает все больше сторонников
Учить без стен, учить городом, парком, музеем и прочими
факторами среды – новая идея образовательного истеблишмента.
Начали с Москвы. Здесь образовательных программ вне
образовательных учреждений проводится очень много который год, и они
только набирают популярность. И вот новые…
Проект «Университет,
открытый городу»
В «РИА Новости» прошла пресс-конференция менеджеров и
участников проекта НИУ ВШЭ. Публичный лекторий, который минувшим летом
работал по четвергам в парке Горького – лишь первый шаг. С наступлением
нового учебного года лекторий освоит новые площадки. По словам
директора по корпоративным проектам НИУ ВШЭ Валерии Касамары, «в своих
стенах тесно, у университета есть желание формировать эмоциональную и
интеллектуальную среду, в которой было бы комфортно находиться. К тому
же в университете все больше событий, ориентированных на внешнюю
аудиторию».
Следующая публичная лекция пройдет в Государственном литературном
музее. Директор музея Дмитрий Бак отнесся к идее без иронии: «Я не
против даже публичной лекции в магазине, такое уж у нас время – кругом
синтетическая деятельность, пересечение смысловых границ».
Есть надежда, что время «прикладного» так или иначе заканчивается. От
бесконечных мастер-классов – как приготовить салат, сшить шапку,
сделать ремонт – в глазах рябит, а вот попасть на хороший разговор
интеллектуалов куда сложнее. Просветительство возвращается, и публичные
городские лекции смогут снова претендовать на роль события десятилетия,
как, например, лекции профессора Грановского в 1840-е годы.
Что для этого нужно? Тут важно суметь выйти из узконаучного круга. Это
совсем другая схема: передавать знания не по цепочке – экономисты
экономистам, филологи филологам, а вширь, экономисты – всем желающим и
так далее.
Лекции предстоящего года обещают интересные темы, но ведь и
харизматичный лектор, способный общаться с неподготовленной аудиторией
и реагировать на разные неожиданности, очень важен. Хотя, по
наблюдениям Валерии Касамары, – не обязательно:
– Парк Горького – это вам не академическая аудитория, здесь есть и
самокаты, и дамы с собачками, и люди, ни разу не бывавшие в формате
лекции. Но очевидно: своя рубаха ближе к телу. Темы «Массовая
культура», «Психология личности» собирали много слушателей. Молодежь
охотнее собирается на беседы о лидерстве, выстраивании жизненных
сценариев, построении карьеры. И дело вовсе не в том, кто читает, а в
том, что читают. Люди идут на тему, а не на лектора. Даже медийным
персонажем, человеком из телевизора, привлечь не удается. И зачастую
наиболее уточненные, изящные темы оказываются менее востребованы.
Проект «Университетские
субботы»
Это тоже просветительский проект, он реализуется Департаментом
образования в рамках субсидии из бюджета города Москвы. Первыми
участниками проекта выступили МГУ им. Ломоносова, Российский
государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина,
Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина, Национальный
исследовательский университет «МИЭТ». Вероятно, присоединятся и другие
– проект только что запущен. Обещают даже посещение специализированных
лабораторий университетов, а всего 250 умных мероприятий для учителей и
учеников в период с сентября по декабрь 2013 года. Посетить лекции,
экскурсии, мастер-классы этого проекта может любой желающий,
предварительно зарегистрировавшись на сайте www.us.educom.ru. То есть в
этом проекте все устроено так, что проблем с организацией никаких, а
степень добровольности посещений для школ Москвы невысокая.
Тогда как просветителям из «Вышки» еще предстоит решить
проблему привлечения аудитории. Самый больной вопрос – информирование:
известно, что люди не попадают на интересные мероприятия по незнанию, а
информационное сопровождение таких проектов остается по ту сторону
монитора. Нужно время и качество, чтобы наработать известность.
Итак, на наших глазах разворачиваются две просветительские стратегии:
старая (добровольно-принудительная) и новая – свободный народный
университет.
И кто знает, может быть, когда-нибудь наши крупные города станут похожи
на интеллектуальный и общительный Нью-Йорк, где университет давно вышел
на улицы города и ученые разговоры ведутся в полуформальной обстановке
на каждой свободной поляне. Хорошо бы.