ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Министерство назвало цели на пятилетку
Как и в случае с советскими пятилетками, вопрос теперь в средствах и методах
На коллегии в Минобрнауки, прошедшей 11 сентября, обсуждался
план деятельности на 2013–2018 годы. Задачи и приоритеты ведомства
определены государственными программами «Развитие образования»
и «Развитие науки и технологий» на 2013–2018 годы и Указами Президента
РФ от 7 мая 2012 г.
Новый первый заместитель министра образования и науки Наталья
Третьяк дала пресс-конференцию о сути изменений в сфере образования в
связи со вступлением в силу Закона «Об образовании в РФ».
Среди вопросов журналистов был и вопрос об учебниках: их навязывают
школе, а мнение учителей и родителей не учитывают. Тогда зачем
существуют перечни?
Наталья Третьяк пообещала: в следующем году федеральный перечень будет
иным. Во-первых, не столь длинным, потому что туда войдут только
завершенные предметные линии, только оснащенные методическими книгами
для учителя. Во-вторых, станет обязательным требование электронного
варианта.
Отчасти это смущает: с одной стороны, явное ужесточение требований к
авторам учебников и их количеству, а с другой – доступность для каждого
ученика индивидуального учебного графика, дистанционного и сетевого
образования названа госпожой Третьяк главным достижением закона. То
есть вы можете учиться как хотите, а нам надо навести порядок со
списками, и это как бы параллельно.
Но такие неувязки и наводят тень на ясный день. Вот что, например,
пишет в своем блоге Михаил Кушнир, специалист по IT и педагог: «Вопрос: если школа вправе
самостоятельно составлять образовательную программу, откуда возьмется
учебник, ей соответствующий? Или таким образом мы неявно ограничиваем
самостоятельность школы в построении образовательной программы
существующими утвержденными учебниками? Но тогда опять возникает
вопрос: а для какой образовательной программы эти утвержденные учебники
составлялись? Получается, что учебник – это инвариант, ограничивающий
горизонт образовательного процесса. Насколько это оправданно? Учебник
как единый для всех объем знаний, требующий изучения, умер! Его бы
торжественно и с почестями похоронить как честно исполнившего свой
долг. Но мысль об этом чужда подавляющему большинству людей, они
пытаются продлить ему новую жизнь в электронном виде. Я их понимаю и
готов поддержать, но при одном условии – смысл нового учебника должен
стать иным! Единственный шанс дать новую жизнь понятию «учебник» –
превратить его в навигатор по изучаемой области. Существует позиция,
что электронному учебнику, чтобы оправдать свое новое электронное
состояние, достаточно получить богатое мультимедийное дополнение… Я
считаю это самообманом и/или поддержкой издателей, не желающих
выпустить из рук контроль за рынком учебников. Это яркая иллюстрация
тезиса о недопустимости использования информационных технологий для
доведения до совершенства устаревших педагогических техник».
…Так-то. Видимо, «расшивать» подобные «узкие места» в законе нам
предстоит еще долго, всем миром.