КРУГ ВОПРОСОВ
Учебников станет меньше
Но повысит ли это качество образования?
Новый первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк
дала пресс-конференцию о сути изменений в сфере образования в связи со
вступлением в силу Закона «Об образовании в РФ». Среди вопросов
журналистов был и вопрос об учебниках: их навязывают школе, а мнение
учителей и родителей не учитывают. Тогда зачем существуют перечни?
Наталья Третьяк пообещала: в следующем году федеральный
перечень будет иным. Во-первых, не столь длинным, потому что туда
войдут только завершенные предметные линии, только оснащенные
методическими книгами для учителя. Во-вторых, станет обязательным
требование электронного варианта.
Отчасти это смущает: с одной стороны, явное ужесточение требований к
авторам учебников и их количеству, а с другой – доступность для каждого
ученика индивидуального учебного графика, дистанционного и сетевого
образования названа госпожой Третьяк главным достижением закона. То
есть вы можете учиться как хотите, а нам надо навести порядок со
списками, и это как бы параллельно.
Но такие неувязки и наводят тень на ясный день. Вот что, например,
пишет в своем блоге Михаил Кушнир, специалист по IT и педагог:
«Вопрос: если
школа вправе самостоятельно составлять образовательную программу,
откуда возьмется учебник, ей соответствующий? Или таким образом мы
неявно ограничиваем самостоятельность школы в построении
образовательной программы существующими утвержденными учебниками? Но
тогда опять возникает вопрос: а для какой образовательной программы эти
утвержденные учебники составлялись? Получается, что учебник – это
инвариант, ограничивающий горизонт образовательного процесса. Насколько
это оправданно? Учебник как единый для всех объем знаний, требующий
изучения, умер! Его бы торжественно и с почестями похоронить как честно
исполнившего свой долг. Но мысль об этом чужда подавляющему большинству
людей, они пытаются продлить ему новую жизнь в электронном виде. Я их
понимаю и готов поддержать, но при одном условии – смысл нового
учебника должен стать иным! Единственный шанс дать новую жизнь понятию
«учебник» – превратить его в навигатор по изучаемой области. Существует
позиция, что электронному учебнику, чтобы оправдать свое новое
электронное состояние, достаточно получить богатое мультимедийное
дополнение… Я считаю это самообманом и/или поддержкой издателей, не
желающих выпустить из рук контроль за рынком учебников. Это яркая
иллюстрация тезиса о недопустимости использования информационных
технологий для доведения до совершенства устаревших педагогических
техник».
…Так-то. Видимо, «расшивать» подобные «узкие места» в законе
нам предстоит еще долго, всем миром.