Педагогическое образование: контуры перемен
Первая неделя учебного года – и первый Деловой завтрак
в конференц-зале ИД «Первое сентября». Наши гости: Алексей Семенов,
новый ректор Московского педагогического государственного университета,
и Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического
университета. Вел разговор Ефим Рачевский, главный редактор журнала
«Управление школой». Обсуждали перспективы образования будущих учителей.
Бум интереса к педагогике?
Начали с размышлений о смысле и статусе профессии. Нужен иной
учитель, не просто человек с дипломом педвуза, а настоящий: знающий и
умеющий учиться, понимающий детей. И неправда, что нет таких. Отношение
к профессии у молодежи радикально изменилось, и дело не только в
повышении зарплаты. Долгий отпуск, относительно свободный график
уроков, много общения, наконец, стремительно растущая востребованность
педагога в обществе – сегодня молодые люди раскусили эти преимущества
профессии. В 2013 году порог поступления в педвузы был 74 балла, пришло
много отличников – чем не повод распрощаться с представлением о двойном
отрицательном отборе в профессию.
А что же так внезапно? Алексей Семенов обосновал: в образовании
некоторые процессы идут нормально, медленно, а некоторые – радикально.
Так вот, отношение общества и детей к образованию скакнуло от нуля под
потолок. А в профобразовании – ситуация медленного изменения.
Игорь Реморенко назвал первоочередные задачи совершенствования
образования будущих учителей. Во-первых, пересмотр содержания
педпрактики, это будет «иная практика для получения педагогических
компетенций»: длительная работа в образовательном учреждении,
результатом которой станет не застывшее псевдонаучное
исследование-отчет, а представление опыта самостоятельного обнаружения
проблемы, выявление ее существенных признаков, постановка задач и поиск
решений – «чтобы темы исследований возникали в ходе работы».
Во-вторых, технологический уклад вуза отстает от школьного – и по
наличию техники, и по компетентности сотрудников: «Студенты вовсю
учатся в соцсетях, у них там расписание событий, встречи, клубы – но
это не втянуто в сервисы университета».
Алексей Семенов по тем же пунктам давал конкретику: для начала всем – 6
недель практики помощником воспитателя детского сада. Чтобы анализ
ситуаций, самоанализ, вход в педагогический мир через обсуждение
отснятого материала занятий с детьми – «что наблюдают, то и исследуют…
а просто в воздух читать курсы по педагогике и психологии нелепо».
Главную же свою компетенцию – умение и желание учиться – будущий
педагог должен транслировать детям в первую очередь.
Или банальное продление
комфортной жизни?
Не все поступившие в педвуз станут учителями, даже не все
планируют. И науку поднимать мало кто собирается. По словам Игоря
Реморенко, в МГПУ поступают те, к кому школа относилась хорошо и кто
хотел бы продлить возможность высказывать свое мнение, быть в
обстановке психологического комфорта – «светлые люди, не сторонники
жестких регламентов и не те, кто свое дело заводит».
В связи с этим – на первом месте широкое общекультурное,
«просто хорошее, даже лучшее образование», считает Игорь Михайлович и
говорит парадоксальную вещь: это и хорошо, что мы растим педагогов в
среде, которая целиком на педагогику не заточена. Более того, он не
считает, что низкий «выход» (менее 10% выпускников работают в школе)
обессмысливает существование педвуза: «Диплом методиста начальной школы
был у Щедровицкого – и масса профессий, педагогических в своей основе:
торговля, консалтинг, журналистика, социология. Способность принимать
решения, быть компетентным в коммуникации – набор дисциплин, которые
пригодятся каждому».
Алексей Семенов хотя и согласен, что широкие социогуманитарные
знания – штука хорошая, но возможности педуниверситета надо
использовать по назначению и стремиться, чтобы все пошли в школу.
Верхушка рейтинга – в школу. Это те, кто верит в профессию и любит
детей плюс хорошо учится.
Об оценке эффективности
педвуза
Эта тема явилась со всей неизбежностью: с общим аршином по
педобразованию не пройдешься. В частности, критерий «трудоустройство по
специальности» неплохо бы заменить на «благополучие в профессии»,
считает Игорь Реморенко. Очень многие успешные люди – педагоги по
базовому образованию. А о том, что индекс цитирования не может быть
показателем качества работы ученого-педагога и что это – уже доказано –
национально ориентированная дисциплина, говорил Алексей Семенов.
Без таких поправок никогда педвуз не войдет в тренд, не
получит грант, так и останется вторым эшелоном – «У нас особый статус,
другая значимость критериев… в программе поддержки инновационных вузов
разумно сделать особую номинацию для педагогических».
Зашла речь и о сетевом принципе устройства образования в
педвузе. Фактически – о мобильности программ. Приглашать
специалистов-нештатников на краткие курсы необходимо, это свежий
воздух, весть из реальной науки и практики, однако совместители портят
статистику зарплат. В вузах так же, как в школе: правительство требует
высоких зарплат, а обеспечить их иначе как сокращением части
сотрудников невозможно. Сухой паек. Игорь Реморенко уповает на строку
нового закона о сетевом взаимодействии: «Вот-вот должен выйти
соответствующий подзаконный акт, а вот как его напишут – вопрос».
Сейчас больше 15% совместителей не разрешается – а это ухудшает
качество образования, заметил Алексей Семенов и скаламбурил: то, как
считают сегодня результаты, мешает результативности.
Перерыв, момент рекламы
В московских педвузах, в том числе и городском, можно учиться
и переучиваться учителям всей страны. Заметим – это не программы ПК, а
магистерские программы, дающие еще одно образование по личному запросу.
Когда не учителя приходят в школу (на профильные классы); когда нужно
сопровождение инклюзии, когда учитель наработал опыт и ищет среду для
его научного осмысления; когда он хочет освоить новую деятельность,
например, стать ивент-менеджером (грамотным организатором событий) – и
так далее. Магистерских программ у педвуза теперь в два раза больше,
чем программ бакалавриата – люди практики, добро пожаловать.
В планах ректоров и обратное движение: тесная связь с сетью
школ, обучение студентов учителями, а вот и поступок – на некоторых
факультетах первую лекцию года доверили прочесть учителям.
Говорили и о педагогической интернатуре: «Будет, но не как у
медиков, когда диплом – только после ее прохождения» (Игорь Реморенко).
Тут неясно: учителя-интерны уже реально работают в школе и зарабатывают
или студенты последнего курса под руководством тьютора анализируют
примеры практики (стенограммы занятий, ролики, ситуации из книг и
статей) в учебных аудиториях? Правда, в рамках стандарта педобразования
можно осуществлять разнообразные стажировки и без введения интернатуры,
через образовательные программы – 1400 часов педпрактики.
…Заметьте, вся эта информация излагалась в свободном
разговоре, чай-кофе-пирожки, темы выплывали на подхвате, то есть все
это мысли продуманные, надежные, многажды обсужденные. Чувствовалось:
воспитание превосходного учителя средствами нового педагогического
образования – амбициозная задача, личный интерес собеседников.
Другое дело – проработка деталей. Взять ту же 9-месячную
практику в школе: ориентируются исключительно на волонтерство школьных
учителей, оплата наставничества законом не предусмотрена. Но если мы
хотим «приучить студентов находиться внутри детской жизни, дать им
возможность реализовать себя перед детьми» (Игорь Реморенко), то без
учителя-проводника это не реализовать. Хороший наставник – очень
большая удача, благо недешевое, так что о ценнике придется подумать, а
еще о многом – по ходу.
Не вопрос – стоит ли начинать менять систему подготовки
учителей в вузах, когда в школах тяжелый уклад, люди приноровились
«отбывать номер», а не формировать полезные компетенции, а то и вовсе
не знать, как это делается? В ситуации, когда самих преподавателей
педвузов педагогическая сторона их деятельности мало волнуeт?
Бесспорно, стоит. Разорвать этот порочный круг необходимо, но фронт
работ у организаторов качественной педагогической подготовки
оказывается очень широким: системная работа со школами, реальная – с
педагогами, живая – со студентами. А это люди, люди, люди. И голова
руководителя.
Доброго вам пути, новые капитаны педагогического образования!
PS. Подробный рассказ о встрече читайте, пожалуйста, в 10-м
номере журнала «Управление школой – Первое сентября»