МЕМУАРЫ ДЕТСТВА
Однажды в воскресенье, первого сентября...
Первое сентября – праздник неисчерпаемый. Вроде все про него
сказано, все описано – а нет, не все. В этом году мы узнали,
что есть люди, отмеряющие свою сознательную жизнь не от года выпуска из
школы, а от самого первого похода в школу. И даты встреч с
одноклассниками: двадцать лет, тридцать пять – высчитывают от встречи с
первым учителем. Видимо, им посчастливилось прожить полноценную
школьную жизнь, раз они не вычеркивают ее из биографии, а наоборот,
возвращаются к ней, как к чистому источнику. За счет чего
такое возможно? Сегодня мы публикуем воспоминания профессора
Ярославского университета Татьяны Гавристовой: в этом году она отмечает
вместе со своими одноклассниками 50-летие своего Первого
сентября. А мы поздравляем всех!
Было так
Полвека назад еще не существовало праздника «День знаний», но
начало школьной жизни и тогда считалось Событием. Накануне 1 сентября
моя мама, неугомонная фантазерка и выдумщица, собрала знакомых детей на
арбузник, чтобы дочка ощутила важность момента. Мы играли, пели,
танцевали, декламировали – мама умела устраивать праздники, и моя
одноклассница Марина до сих пор помнит прозвучавшие из уст нашей
младшей подруги стихи, адресованные нам: Завтра важный день для вас, вы
идете в первый класс!
Первое сентября в 1963 году, как и в этом, 2013-м, выпало на
воскресенье. А на следующий день мы впервые переступили порог школы и
были абсолютно счастливы. Нам хотелось учиться! Новая форма, новые
портфели с набором «Подарок первоклассника», дивно пахнущие
типографской краской учебники, наконец, молодая нарядная учительница
Муза Михайловна Зубова. Мы сразу полюбили ее. Наши мамы, в большинстве
хорошо знакомые между собой, были счастливы нашим счастьем.
Лучшие или
обыкновенные?
Муза Михайловна была строгой, но нас она любила, с нами ей
было интересно. Класс с самого начала был особым. Почти все умели
читать и считать, рисовали, лепили, многие занимались музыкой, танцами,
спортом. В нашем классе витал дух индивидуализма, или дух здоровой
конкуренции, как заметил мой дед. Быть первым, лучшим, считал он, –
залог яркого будущего, протест против заурядности.
Но не так все просто. Помню, тогда мы были уже в седьмом классе, и в
школе проходил конкурс инсценированной песни. Наш класс представлял
известный хит «Смело, товарищи, в ногу…», слова и музыка Радина. Текст
все знали назубок, инсценировка была многократно отрепетирована, и
ничто не предвещало провала. Благополучные, сытые, хорошо одетые, мы
бодро голосили со сцены «долго в цепях нас держали, долго нас голод
томил» – и тут раздался смешок. А на словах «вышли мы все из народа»
зал и вовсе разразился хохотом. Все – школьники, учителя, родители –
знали, что в нашем классе собраны дети областной и городской элиты –
партийной, научной, технической, педагогической, медицинской и так
далее. Такой вот курьез.
Но дома, в порыве гнева, я говорила деду, что я конечно же тоже из
народа, а он, выпускник Института Красной профессуры, мягко возражал:
«Нет, дорогая! Это я из народа! А мама твоя – уже нет, а ты – совсем не
из народа!»
Честно говоря, в ту благословенную пору никто из нас не задумывался ни
о своей, ни о чьей-то еще инаковости. Хотя вместе со мной учились и
дочь первого секретаря Ярославского обкома КПСС, и дети главы
областного Комитета народного контроля, никакой избранности в них не
чувствовалось, а их мамы были простыми милыми женщинами, вместе с
другими ходили на родительские субботники, мыли окна в классе, собирали
детей у себя дома.
Значимые взрослые
Один папа, знаменитый на всю страну хирург (он лечил короля
Афганистана), остался у нас в памяти как человек-оркестр, виртуоз,
гениально игравший на рояле джаз. Но и с нами, маленькими, он разучивал
к октябрятским утренникам детские песенки. Так что и теперь, когда мы
собираемся классом, выстраиваемся в ряд и поем: «У дороги чибис…»
Кстати, в начальной школе у нас была настоящая «октябрятская
звездочка», это объединение из пяти одноклассников, живущих по
соседству. Моя мама с любовью организовывала наш досуг, собирала
«звездочку» на дни рождения и елки, так закладывала дружбу на
десятилетия.
Другая мама рассказывала о русских художниках, и на стенах класса
висели репродукции известных полотен. Они периодически менялись.
Нас учили – в том числе мальчиков – шить, штопать, вышивать.
Мама-офтальмолог рассказывала нам об устройстве глаза, демонстрируя
макет; а мама-библиотекарь – о том, как дружить с книгой. Папа,
работавший в цирке, водил нас на представления.
Бабушка моей подруги сопровождала нас в поездках, угощала ароматными
яблоками, выращенными на ее малюсеньком, но благоухающем цветами
садовом участке, где мы бывали ее гостями. Она кроме того учила нас
содержать в образцовом порядке ранцы и портфели, иногда, к всеобщему
неудовольствию («не учительница же!»), проверяла их содержимое,
извлекая из потайных углов недозволенное: потрепанного медвежонка,
миниатюрную обезьянку, зеркальце, перочинный ножик. Еще она
просматривала наши дневники внеклассного чтения, время от времени
выражая сомнения относительно своевременности знакомства с названным
там произведением.
Были и беседы на тему полового воспитания. С девочками вела разговор
близкая подруга и одноклассница мамы, красавица и умница, ее очарованию
поддавались все. А громогласный доцент мединститута был кумиром
мальчишек, он запомнился стильным курением через мундштук и остроумными
лаконичными историями.
В общем, нас воспитывали, обучали, просвещали, развлекали. И больше
всего неравнодушные взрослые опасались чего-то нам недодать – а не
перегрузить, как сейчас.
Маршруты – общие и свои
И куда нас только не водили! На кондитерской фабрике можно
было пробовать свежие карамельки – «ешьте, сколько хотите»; а на
фабрике обуви «Североход» нам дарили мелкие лоскутки разноцветной кожи.
Из них можно было делать перочистки в виде цветочков. В конце 60-х
эпоха заправленных чернилами авторучек уже заканчивалась.
Нас возили в музей-усадьбу «Карабиха» к Н.А.Некрасову и в Москву: в
Кремль, в Лужники, на новогодние елки. Мы видели Юрия Гагарина и
Н.С.Хрущева, Семена Буденного и Валентину Терешкову (с первой
женщиной-космонавтом дружила семья нашей одноклассницы).
Рядом со школой размещался Дворец пионеров и школьников, и там в
Голубом зале (он казался удивительным из-за бело-голубой росписи) мы
без устали катались на специально сооруженных «ледяных» горках и
каруселях. Пока не выгонят!
Наше пионерское детство, комсомольская юность не шли вразрез с нашими
увлечениями. Мы уходили в школу под позывные «Пионерской зорьки», а в
выходные пробуждались под звуки «Радионяни» – замечательной
образовательной передачи, призывавшей «поглощать знания с аппетитом». В
нас воспитывали тягу к творчеству, к слову, в нас культивировали
установки «я сам»; «я хочу; «я буду». Мы учили английский язык и
слушали «Битлз», оттачивая произношение...
А сколько всего было прочитано! Мы читали запоем – Аркадия Гайдара и
Юрия Сотника, позже английскую и американскую классику. Воображение
рисовало красоты Лондона и американских прерий. Лепили из пластилина
героев Александра Дюма. Помнится история с повестью Макрушина «Первый
день на Марсе». Первую ее часть, опубликованную в журнале «Молодая
гвардия», мы вместе с учительницей встретили с восторгом, а продолжения
так и не дождались. В те годы существовала цензура, а темы космоса
окружала завеса секретности.
Мальчишки – едва ли не все – после школы ходили в шахматный кружок. Им
требовалось больше свободы; иногда они вступали в конфликт с
ограничениями, осваивая новое – неизведанное – пространство: лазали по
забитым, тогда закрытым, окружающим школу церквам XVII века, с опаской
бегали по еще недостроенному Октябрьскому мосту через Волгу.
Ценность письма
А сколько было написано сочинений! Лучшие публиковались в
газетах «Юность» и «Северный рабочий»; отрывки зачитывались по
Ярославскому радио – в те годы на радио существовало много детских и
молодежных передач. И вот фрагменты некоторых работ чудом дошли до
наших дней, наши сочинения многолетней давности были собраны в альбом
«Улица, площадь, поселок»: сорок одна история о родном городе (по числу
учащихся класса). Вырезки из газет, фотографии, рисунки, рассказы о
родных улицах – мои одноклассники жили в разных местах города. Сегодня
и те наши рассказы – его история. Например: «Я люблю свой город, в
котором прожила все свои десять лет. И люблю Крестьянскую улицу. Мама
рассказывала мне, что раньше на нашей улице был базар, где торговали
дровами. Это на том месте, где сейчас находится сквер с памятником
нашего земляка – поэта Трефолева. Меняется облик моего города и моей
улицы. Я помню, мостовая была из булыжника, а теперь улица наша покрыта
асфальтом, тротуары украсили душистые липы. Появились новые учреждения,
много магазинов, ателье. А рядом с новыми зданиями – старинные. С
каждым годом растет мой город. Меняется моя улица – расту и я».
А вот что я тогда писала: «Пойдемте со мной – я покажу вам свою улицу
имени Валентины Терешковой. Улица моя – прямая и широкая, а летом –
зеленая. До революции почти все дома на ней были деревянные. В каждом
дворе – голубятни, было множество голубей – белых, чайцов, гривунов,
дутышей, бабочек. В воскресные дни на улице проходили базары, на
которые приезжало много людей, чтобы купить себе голубей. И называлась
тогда улица Голубятной».
…Полвека прошло с того памятного дня, когда мы переступили порог школы.
Сорок лет – с нашего выпускного вечера. Мы все закончили вузы, стали
профессионалами. Но принадлежность к школьному братству и сейчас
удерживает нас на плаву. У «своих» мы лечимся, консультируемся по
разным вопросам. Среди нас есть ученые, педагоги, инженеры, экономисты,
врачи. У многих моих одноклассников дети окончили нашу школу.
Оправдали ли мы надежды наших родителей и учителей?
Я не знаю. Главное – мы по-прежнему дружны, испытываем взаимный интерес
и часто собираемся. Думаю, для каждого человека школьные годы – самое
значительное время жизни.
Наступает очередное 1 сентября, и новые дети приходят в уже совсем
другую школу, но, как всегда, окружающие их взрослые будут стараться
насытить жизнь школьников разнообразными событиями и интересным
общением.