О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Клаус Фопель
Мастерская историй
М.: Генезис, 2013
Автор – известный психолог, психотерапевт, признанный авторитет в
области создания игр. Читая описание его игровых упражнений, не
перестаешь удивляться мастерству и точности замысла. В новой книге он
так же блистательно разворачивает десятки способов работы с текстами.
Мы с детства любим слушать истории, но все реже отваживаемся на
рассказывание. Даже детям в последние годы вместо бабушкиных сказок
включают мультфильм или компьютерную игру. Между тем истории приносят
пользу и радость не только слушателю, но и рассказчику.
Фопель предлагает, работая в воображаемой мастерской, заглянуть
поглубже в себя и историю отношений с близкими людьми; разобраться со
своими страхами, тревогами и повторяющимися неудачами; отказаться от
предрассудков и стереотипов, мешающих сделать очередной шаг в жизни.
Рассказывать о себе трудно, неловко и как-то странно. Однако автор в
каждом упражнении дает отправную точку. Описать момент собственного
рождения: где это произошло; вообразить, как это событие повлияло на
молодых родителей, какие надежды они связывали с новорожденным...
Рассказать, как бы вы провели один день в экстремальной ситуации,
лишившись всего привычного окружения.
Помощниками в осознании своих глубоко запрятанных ценностей и
особенностей натуры могут стать герои традиционных сказок и мифов. С
кем из персонажей легче всего себя ассоциировать, какой атрибут или
могущественную силу больше всего хочется иметь в качестве поддержки?
При этом автор не ограничивается тем, что задает разнообразные
направления для сочинительства. Он предлагает множество игровых
взаимодействий с текстом. Здесь и всем известное предъявление начала
или конца, которые нужно дополнить до целого сюжета. И работа с
отдельными фрагментами готовых притч и сказок. И инсценировки, и
групповые обсуждения разных вариантов событий. После каждого упражнения
предложены вопросы, которые помогут осознать и сформулировать то, что
проявилось в процессе работы с историей.
И.С.Сергеев,
В.И.Блинов
Как реализовать
компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности
М.: Аркти, 2009
Книжка написана до введения ФГОС, утвердившего в школе
«единственно правильные» представления о компетенциях. Поэтому
теоретические главы, в которых авторы рассуждают, например, о
классификации компетенций, не так интересны, как описание практических
примеров и идей.
Авторы на примере британской практики показывают, как складывается в
процессе учебы результат, в частности, исторического образования.
Применительно к нашей школе анализируются формы и методы
педагогического взаимодействия: какие способствуют присвоению
компетенций, какие не продуктивны в этом отношении. В частности,
перечислены способы работы в процессе проектирования.
Полезными могут оказаться идеи межпредметной интеграции. Возможно, не
для буквального воплощения, а как пример для создания собственной
модели интегрированного занятия.
Нелишним будет и напоминание о критериях оценивания ученического труда
в компетентностной системе координат. Авторы справедливо замечают, что
это «отдельная, и притом чрезвычайно важная методическая проблема». В
частности, ученик должен обладать правом «выбирать уровень сложности
задания, сроки выполнения контрольной, привлекать дополнительные
источники информации, апеллировать выставленную учителем оценку».
Немалую роль при оценивании должно играть портфолио.
В заключительной главе приведены методические материалы – от плана
работы школы до памяток: как работать над проектом или совместно решать
проблему.