Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Куценко Елена

Принцип «мозаичного класса»

Технология, помогающая детям преодолеть этнические и культурные барьеры

С первых же дней сентября становится понятно: далеко не каждый класс обходится без конфликтов между одноклассниками – представителями разных культур. Для решения этой болезненной проблемы в планы воспитательной работы еще летом вписаны многочисленные мероприятия. Однако по опыту уже известно: беседы, игры, классные часы далеко не так эффективны, как хотелось бы.  Толерантность ради толерантности бессмысленна, считает Олег ХУХЛАЕВ, заведующий кафедрой этно­психологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ, представлявший технологию «Мозаичного класса» педагогам и психологам образования на конференции центра «Перекресток». 

Красивые декларации еще никого не убеждали. В процессе взаимодействия учитель–ученик лучше не говорить бесконечно о высоких принципах и гуманитарных ценностях, а действовать в пространстве главного школьного дела – учебы. Человек должен понимать, зачем ему выстраивать отношения с кем-то непривычным, не похожим на него. Если детям показать, что совместные усилия дают лучший результат, это будет понятным аргументом. И учителя, убедившись, что взаимодействие повышает успеваемость, станут ценить его.

Педагогический ответ на вызов времени

Технология была создана американскими психологами, причем в условиях очень жесткой реальности. 70-е годы прошлого века в Техасе были эпохой десегрегации, когда одноклассниками могли оказаться дети белых линчевателей и их чернокожих жертв. По сравнению с подобным накалом страстей наши межэтнические столкновения не идут ни в какое сравнение.
Поскольку американцы на самом деле хотели решить проблему, университет Остина пригласил команду специалистов под руководством Аронсона. Они стали изучать контекст, анализировать проблему, моделировать методические ходы для ее преодоления. И придумали «мозаичный класс».
Он строится на нехитрых тезисах: 1. Вместе мы знаем больше, чем каждый по отдельности, и 2. Каждый достигает своих учебных целей, если остальные достигли своих. Технология основана на теории Г. Олпорта, говорящая о том, что взаимодействие можно выстроить между людьми, обладающими примерно равным статусом, если они идут к общей цели и это движение поддерживает социум.

Можно только отдавать

Принцип «мозаичного класса» заключается в том, что достижение результата возможно только во взаимодействии.
Чтобы продемонстрировать его (опять же не на словах, а в действии), ведущий предложил довольно простое упражнение. Каждый участник группы из пяти человек получил конверт, в котором были геометрические фигуры – бумажные детали квадратов. То есть заранее пять квадратов были разрезаны по-разному (один, например, на два треугольника, другой на три прямоугольника, третий на прямоугольник и треугольники...), детали перепутаны и в произвольном порядке сложены в пять конвертов.
Задание: каждому нужно сложить квадрат. Но поскольку ни в одном конверте не содержались детали целого квадрата, то необходимо было как-то заполучить недостающие элементы. Однако ни разговаривать, ни просить жестами, ни обмениваться нельзя. Можно только отдавать свои детали.
Открыв конверт, каждый сначала попытался манипулировать своими фигурами. Довольно быстро все убедились: не получается. Через некоторое время кое-кто стал посматривать на соседей: какого элемента у кого не хватает. Одну фигуру дипломатично положили в центр: мол, кому надо, берите. Но брать самому даже с «нейтральной территории» противоречило правилам. После напоминания ведущего участники стали отдавать детали целенаправленно. Тому, чей квадрат явно нуждался в дополнении. И только последний участник никак не мог расстаться с двумя маленькими треугольниками, которые явно завершили бы работу его соседей. Но... вдруг отдашь, а они самому пригодятся. Наконец все сложилось, все догадались, что если ты ориентируешься на то, в чем нуждаются партнеры, отдаешь им недостающее, то и они, сложив свою фигуру, спокойно расстанутся с лишним для себя, но необходимым тебе. Ключевым умением оказалось видение целого (всех пяти ситуаций) и способность в первую очередь ориентироваться на другого человека.

«Мозаичный урок»

Как же воплощаются принципы взаимодействия при изучении школьниками предметного материала?
Педагог заранее делит учебный текст на более или менее логически целостные фрагменты – по числу детей в группах. А на урок разделяет класс на группы по 5–6 человек, разнообразные по полу, этнической принадлежности, успеваемости. Участники (или учитель) выбирают лидера в каждой группе. Это «мозаичные» группы.
Пятеро членов группы становятся экспертами: №1, №2, №3, №4, №5. Каждый получает свой фрагмент материала урока на карточке и самостоятельно знакомится с ним.
После этого эксперты собираются в группы в соответствии со своими номерами, чтобы обсудить понимание своего фрагмента, выделить ключевые понятия, подготовить презентацию. Нужны ли в этот момент руководители экспертным группам, решает учитель.
Уверившись в своей осведомленности, эксперты возвращаются, и первоначальные мозаичные группы восстанавливаются. Каждый представляет свой фрагмент остальным, растолковывает непонятное, отвечает на вопросы.

Педагогические смыслы и результаты

Учебные результаты при подобной форме обучения по сравнению с традиционным объяснением педагога ничуть не страдают. И даже улучшаются: теперь сам ученик хочет понять свой фрагмент, разобраться в материале, ведь его придется объяснять другим. И контролирует результат не столько учитель, сколько группа, одноклассники, задающие вопросы. То есть каждый несет ответственность за качество полученных знаний, старается в экспертных группах прояснить все не совсем понятные детали.
В технологии гармонично сочетаются сплоченность вокруг общих целей и задач, индивидуальная ответственность и примерно равные возможности для достижения успеха всех членов группы.
Общность целей подразумевает, что все заинтересованы как можно лучше выполнить предложенное задание, а для этого готовы помогать друг другу и сотрудничать. Индивидуальная ответственность заключается в том, что каждый ученик получает собственное задание и оценку за его выполнение. Равные возможности возникают там, где ученики стремятся превзойти не успехи друг друга, а свои собственные достижения.
Практика показывает, что в классах, где прижилась «мозаичная» технология, межэтнические и межконфессиональные отношения становятся более гармоничными.
Поскольку все этапы технологии строятся на взаимодействии, дети очень быстро привыкают к мысли, что никто не может справиться с заданием без помощи остальных членов группы и что каждый участник вносит свой уникальный и необходимый вклад в общее дело. Никто не может быть успешен до тех пор, пока не станет сотрудничать с другими членами группы.
В результате у детей развиваются социальные навыки, позволяющие взаимодействовать, невзирая на разницу в системе ценностей, обычаях, установках, стилях мышления.


Может пригодиться

Олег Хухлаев и Алла Фомичева подготовили учебно-методическое пособие «Мозаичный класс. Пособие для учителя по обучению через взаимодействие», фрагменты которого мы предлагаем вашему вниманию.

Детали, которыми нельзя пренебречь

Состав мозаичных групп не меняется от 6 до 10 недель, пока ученикам не станет скучно работать друг с другом или пока учитель, руководствуясь актуальными на данный момент целями, не примет решение изменить их состав.
Класс, где учатся около 30 человек, может быть разделен на 4 – 6 мозаичных групп. В группе не может быть меньше 3 и больше 7 человек – мальчики и девочки, уверенные в себе и неуверенные, бегло и медленно читающие, представители различных этнических и расовых групп.
Однако правило «чем больше различий – тем лучше» имеет исключения. В группе не должны соседствовать лучшие друзья и злейшие враги. Это объясняется тем, что закадычные друзья могут образовать коалицию, маленькую группу внутри большой и нарушить взаимодействие. А непримиримым соперникам могут помешать негативные чувства друг к другу.
Для учеников, которые сталкиваются с технологией впервые, ситуация может оказаться слишком сложной: трудно усваивать и новый предметный материал, и непривычный процесс обучения. Это может вызвать дискомфорт, тревогу и раздражение. Поэтому учителя, имеющие многолетнюю практику использования методики, рекомендуют сначала познакомить участников с новой формой работы и лишь затем переходить к изучению нового материала.

Варианты мозаичной технологии

Мозаичная команда 

Каждая команда получает свое задание и после обсуждения становится экспертом в одной части проблемы. Затем ученики первой команды расходятся по остальным группам, чтобы научить их тому, что они узнали. Потом члены второй команды становятся учителями и так далее. Таким образом, команды получают от экспертов всю информацию по всей проблеме целиком.
Для проведения этой методики важно, чтобы количество экспертов в одной команде не было меньше, чем число команд (например, экспертов трое, а команд пять). Экспертов может быть больше, чем команд – тогда некоторые будут обучать в парах. Поэтому учителю нужно следить за числом команд и экспертов, регулируя их число.

Чехарда

Вариант применим, когда для выполнения некоторого задания детям требуются не освоенные пока навыки. В этом случае учитель оснащает знаниями, навыками экспертов, а они уже расходятся по своим группам. Ученик 1 учит своих товарищей по группе какому-либо действию (знанию или умению), необходимому им. При этом каждый из них работает над собственным проектом. Затем Ученик 2 учит их другому действию, которое можно применить для их проектов. Так все ученики последовательно обучают друг друга.
Например, ученикам дано задание составить словарь новых слов в иностранном языке, но при этом у каждого свой текст, откуда он берет эти слова. Учитель объясняет одному из учеников, как выделить и выписать новые слова и выражения, другого учит, как найти эти слова в словарях, третьего обучает тому, как подобрать подходящее по смыслу значение слова или выражения, четвертого – в какой форме записать определения. После этого каждый возвращается в группу и обучает других тому, что узнал сам. В результате к концу урока каждый ученик заканчивает свой проект – составляет словарь новых слов и выражений, но при этом обучение навыкам идет совместно.


Рейтинг@Mail.ru