ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Принцип «мозаичного класса»
Технология, помогающая детям преодолеть этнические и культурные барьеры
С первых же дней сентября становится понятно: далеко не каждый
класс обходится без конфликтов между одноклассниками – представителями
разных культур. Для решения этой болезненной проблемы в планы
воспитательной работы еще летом вписаны многочисленные мероприятия.
Однако по опыту уже известно: беседы, игры, классные часы далеко не так
эффективны, как хотелось бы. Толерантность ради толерантности
бессмысленна, считает Олег ХУХЛАЕВ, заведующий кафедрой этнопсихологии
и психологических проблем поликультурного образования факультета
социальной психологии МГППУ, представлявший технологию «Мозаичного
класса» педагогам и психологам образования на конференции центра
«Перекресток».
Красивые декларации еще никого не убеждали. В процессе
взаимодействия учитель–ученик лучше не говорить бесконечно о высоких
принципах и гуманитарных ценностях, а действовать в пространстве
главного школьного дела – учебы. Человек должен понимать, зачем ему
выстраивать отношения с кем-то непривычным, не похожим на него. Если
детям показать, что совместные усилия дают лучший результат, это будет
понятным аргументом. И учителя, убедившись, что взаимодействие повышает
успеваемость, станут ценить его.
Педагогический
ответ на вызов времени
Технология была создана американскими психологами, причем в
условиях очень жесткой реальности. 70-е годы прошлого века в Техасе
были эпохой десегрегации, когда одноклассниками могли оказаться дети
белых линчевателей и их чернокожих жертв. По сравнению с подобным
накалом страстей наши межэтнические столкновения не идут ни в какое
сравнение.
Поскольку американцы на самом деле хотели решить проблему, университет
Остина пригласил команду специалистов под руководством Аронсона. Они
стали изучать контекст, анализировать проблему, моделировать
методические ходы для ее преодоления. И придумали «мозаичный класс».
Он строится на нехитрых тезисах: 1. Вместе мы знаем больше, чем каждый
по отдельности, и 2. Каждый достигает своих учебных целей, если
остальные достигли своих. Технология основана на теории Г. Олпорта,
говорящая о том, что взаимодействие можно выстроить между людьми,
обладающими примерно равным статусом, если они идут к общей цели и это
движение поддерживает социум.
Можно только отдавать
Принцип «мозаичного класса» заключается в том, что достижение
результата возможно только во взаимодействии.
Чтобы продемонстрировать его (опять же не на словах, а в действии),
ведущий предложил довольно простое упражнение. Каждый участник группы
из пяти человек получил конверт, в котором были геометрические фигуры –
бумажные детали квадратов. То есть заранее пять квадратов были
разрезаны по-разному (один, например, на два треугольника, другой на
три прямоугольника, третий на прямоугольник и треугольники...), детали
перепутаны и в произвольном порядке сложены в пять конвертов.
Задание: каждому нужно сложить квадрат. Но поскольку ни в одном
конверте не содержались детали целого квадрата, то необходимо было
как-то заполучить недостающие элементы. Однако ни разговаривать, ни
просить жестами, ни обмениваться нельзя. Можно только отдавать свои
детали.
Открыв конверт, каждый сначала попытался манипулировать своими
фигурами. Довольно быстро все убедились: не получается. Через некоторое
время кое-кто стал посматривать на соседей: какого элемента у кого не
хватает. Одну фигуру дипломатично положили в центр: мол, кому надо,
берите. Но брать самому даже с «нейтральной территории» противоречило
правилам. После напоминания ведущего участники стали отдавать детали
целенаправленно. Тому, чей квадрат явно нуждался в дополнении. И только
последний участник никак не мог расстаться с двумя маленькими
треугольниками, которые явно завершили бы работу его соседей. Но...
вдруг отдашь, а они самому пригодятся. Наконец все сложилось, все
догадались, что если ты ориентируешься на то, в чем нуждаются партнеры,
отдаешь им недостающее, то и они, сложив свою фигуру, спокойно
расстанутся с лишним для себя, но необходимым тебе. Ключевым умением
оказалось видение целого (всех пяти ситуаций) и способность в первую
очередь ориентироваться на другого человека.
«Мозаичный урок»
Как же воплощаются принципы взаимодействия при изучении
школьниками предметного материала?
Педагог заранее делит учебный текст на более или менее логически
целостные фрагменты – по числу детей в группах. А на урок разделяет
класс на группы по 5–6 человек, разнообразные по полу, этнической
принадлежности, успеваемости. Участники (или учитель) выбирают лидера в
каждой группе. Это «мозаичные» группы.
Пятеро членов группы становятся экспертами: №1, №2, №3, №4, №5. Каждый
получает свой фрагмент материала урока на карточке и самостоятельно
знакомится с ним.
После этого эксперты собираются в группы в соответствии со своими
номерами, чтобы обсудить понимание своего фрагмента, выделить ключевые
понятия, подготовить презентацию. Нужны ли в этот момент руководители
экспертным группам, решает учитель.
Уверившись в своей осведомленности, эксперты возвращаются, и
первоначальные мозаичные группы восстанавливаются. Каждый представляет
свой фрагмент остальным, растолковывает непонятное, отвечает на вопросы.
Педагогические смыслы и
результаты
Учебные результаты при подобной форме обучения по сравнению с
традиционным объяснением педагога ничуть не страдают. И даже
улучшаются: теперь сам ученик хочет понять свой фрагмент, разобраться в
материале, ведь его придется объяснять другим. И контролирует результат
не столько учитель, сколько группа, одноклассники, задающие вопросы. То
есть каждый несет ответственность за качество полученных знаний,
старается в экспертных группах прояснить все не совсем понятные детали.
В технологии гармонично сочетаются сплоченность вокруг общих целей и
задач, индивидуальная ответственность и примерно равные возможности для
достижения успеха всех членов группы.
Общность целей подразумевает, что все заинтересованы как можно лучше
выполнить предложенное задание, а для этого готовы помогать друг другу
и сотрудничать. Индивидуальная ответственность заключается в том, что
каждый ученик получает собственное задание и оценку за его выполнение.
Равные возможности возникают там, где ученики стремятся превзойти не
успехи друг друга, а свои собственные достижения.
Практика показывает, что в классах, где прижилась «мозаичная»
технология, межэтнические и межконфессиональные отношения становятся
более гармоничными.
Поскольку все этапы технологии строятся на взаимодействии, дети очень
быстро привыкают к мысли, что никто не может справиться с заданием без
помощи остальных членов группы и что каждый участник вносит свой
уникальный и необходимый вклад в общее дело. Никто не может быть
успешен до тех пор, пока не станет сотрудничать с другими членами
группы.
В результате у детей развиваются социальные навыки, позволяющие
взаимодействовать, невзирая на разницу в системе ценностей, обычаях,
установках, стилях мышления.
Может пригодиться
Олег Хухлаев и Алла
Фомичева подготовили учебно-методическое пособие «Мозаичный класс.
Пособие для учителя по обучению через взаимодействие», фрагменты
которого мы предлагаем вашему вниманию.
Детали, которыми нельзя
пренебречь
Состав мозаичных групп не меняется от 6 до 10 недель, пока
ученикам не станет скучно работать друг с другом или пока учитель,
руководствуясь актуальными на данный момент целями, не примет решение
изменить их состав.
Класс, где учатся около 30 человек, может быть разделен на 4 – 6
мозаичных групп. В группе не может быть меньше 3 и больше 7 человек –
мальчики и девочки, уверенные в себе и неуверенные, бегло и медленно
читающие, представители различных этнических и расовых групп.
Однако правило «чем больше различий – тем лучше» имеет исключения. В
группе не должны соседствовать лучшие друзья и злейшие враги. Это
объясняется тем, что закадычные друзья могут образовать коалицию,
маленькую группу внутри большой и нарушить взаимодействие. А
непримиримым соперникам могут помешать негативные чувства друг к другу.
Для учеников, которые сталкиваются с технологией впервые, ситуация
может оказаться слишком сложной: трудно усваивать и новый предметный
материал, и непривычный процесс обучения. Это может вызвать дискомфорт,
тревогу и раздражение. Поэтому учителя, имеющие многолетнюю практику
использования методики, рекомендуют сначала познакомить участников с
новой формой работы и лишь затем переходить к изучению нового материала.
Варианты мозаичной технологии
Мозаичная
команда
Каждая команда получает свое задание и после обсуждения
становится экспертом в одной части проблемы. Затем ученики первой
команды расходятся по остальным группам, чтобы научить их тому, что они
узнали. Потом члены второй команды становятся учителями и так далее.
Таким образом, команды получают от экспертов всю информацию по всей
проблеме целиком.
Для проведения этой методики важно, чтобы количество экспертов в одной
команде не было меньше, чем число команд (например, экспертов трое, а
команд пять). Экспертов может быть больше, чем команд – тогда некоторые
будут обучать в парах. Поэтому учителю нужно следить за числом команд и
экспертов, регулируя их число.
Чехарда
Вариант применим, когда для выполнения некоторого задания
детям требуются не освоенные пока навыки. В этом случае учитель
оснащает знаниями, навыками экспертов, а они уже расходятся по своим
группам. Ученик 1 учит своих товарищей по группе какому-либо действию
(знанию или умению), необходимому им. При этом каждый из них работает
над собственным проектом. Затем Ученик 2 учит их другому действию,
которое можно применить для их проектов. Так все ученики
последовательно обучают друг друга.
Например, ученикам дано задание составить словарь новых слов в
иностранном языке, но при этом у каждого свой текст, откуда он берет
эти слова. Учитель объясняет одному из учеников, как выделить и
выписать новые слова и выражения, другого учит, как найти эти слова в
словарях, третьего обучает тому, как подобрать подходящее по смыслу
значение слова или выражения, четвертого – в какой форме записать
определения. После этого каждый возвращается в группу и обучает других
тому, что узнал сам. В результате к концу урока каждый ученик
заканчивает свой проект – составляет словарь новых слов и выражений, но
при этом обучение навыкам идет совместно.