ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Витковский Анатолий, Гин Светлана
Почему Мальвина редко говорит спасибо своим бывшим учителям
О педагогических смыслах адаптации первоклассников
В начале учебного года перед педагогами особенно остро встает
проблема адаптации детей к школе. Как ее проводить? Какими методами
и приемами воспользоваться? Но прежде чем отвечать на эти вопросы,
нужно понять: а для чего, собственно, надо заниматься адаптацией?
И надо ли вообще? Ответ совсем не так очевиден, как может показаться.
Однако именно от того, как на это отвечают (или не отвечают) учителя,
зависит многое не только в школьной, но и в последующей «взрослой»
жизни сегодняшних первоклассников. Поэтому на своих семинарах по
проблематике адаптации кандидат педагогических наук, учитель начальных
классов Светлана ГИН особое внимание уделяет осмыслению конечной цели.
Мы попросили Светлану Ивановну рассказать о ее видении сути
адаптационной работы.
Как мы «усаживаем» детей?
Обычно в начале семинара я задаю учителям вопрос: как вы
представляете себе идеального ученика? Какими качествами должен
обладать ученик, которого вы хотели бы видеть у себя в классе? Чтобы
помочь учителям, я прошу выбрать образ из ряда сказочных персонажей:
Буратино, Мальвина, Маша, Золушка…
Кто-то сразу называет предпочитаемый образ, другие задумываются, и
тогда можно дать подсказку: ориентация на определенный «типаж»
отчетливо проявляется уже в тех действиях, которые учитель совершает в
первые недели работы с первоклассниками.
И тут учителя часто вспоминают устойчивое выражение, которое
они используют в начале учебного года – «усадить детей». Учитель
говорит: «Я своих уже усадила», то есть в ее классе дети настроены на
восприятие того, о чем учитель хочет им рассказать. Подобная
настроенность – необходимое условие организации учебного процесса. С
ребенком, который тебя не слышит и не видит, работать невозможно.
Однако принципиальный момент заключается в том, как «усадить». Сделать
это можно по-разному. Например, можно заставить ребенка подчиняться
школьным требованиям по принципу «делай так, как я сказала». И
пресекать все попытки ребенка выйти за рамки заданных правил. Это, к
сожалению, типичный вариант. Потому что стереотип таков: идеальный
ученик должен быть послушным, прилежным, неукоснительно соблюдающим
внешние нормы… В общем – классическая Мальвина. Но вот проблема –
сегодня в школы все чаще и чаще приходят совершенно «другие дети».
В мире иных возможностей
С тем, что современное поколение детей явно отличается от
предшествующих, соглашаются почти все учителя. Чем обусловлено это
различие? Очевидно, изменениями в социуме. Если раньше социально
успешными зачастую становились ребята с характером Мальвины, то теперь
все чаще успеха добиваются те, кто ведет себя, как Буратино:
инициативно, независимо, нестандартно. И многие современные родители
начинают использовать в воспитании более демократичные подходы: чаще
учитывают мнение детей, предоставляют им больше свободы. Фактически у
детей вырабатывается иная система ценностей, которая вступает в резкое
противоречие с авторитарным стилем обучения.
На первых порах это не очень заметно. Шести-семилетнего ребенка
взрослому не так уж трудно подчинить своим требованиям. Но по мере
взросления растет протест против авторитарности. Негатив усиливается и
за счет того, что в школе многих ребят ждет крайне неприятное открытие…
Жизнь без чудес
На утренниках в детских садах, на первосентябрьских
мероприятиях мы говорим детям, что школа – это замечательная, волшебная
страна, где ждут тебя чудеса и приключения. Но вот ребенок приходит в
первый класс, и… где чудо? Когда я прошу педагогов назвать чудо,
которое они обещают детям, в ответ слышу: «Мы же это просто так,
образно…» Очень редко кто из учителей удерживает в сознании установку:
«Каждый день ребенку надо помочь встретиться в школе с чем-то
удивительным, пережить чувство “ух ты!”...» И постепенно ребенок
понимает, что на самом деле школа – это место, где говорят одно, делают
другое, требуют третье. А поскольку поспорить он с нами не может,
задать вопрос: «Где это чудо?» – не может, ситуация фальши нарастает. И
приходит время, когда «количество переходит в качество» – подростковый
возраст. Бывшие младшеклассники приходят в среднюю школу, и там «вдруг»
оказывается, что «дети стали неуправляемыми», «распущенными», «им
ничего не надо» и «с ними ничего нельзя поделать».
Умение, которому не учат в
педвузах
Учителя средней школы кивают на началку: «А что мы с ними
можем сделать, если они пришли к нам уже сформировавшимися?» Учителя
начальных классов в свою очередь полагают: раз проблема возникла в
средней школе, значит, виноват тот, кто там работает с детьми. Мол, «у
нас проблем не было. Это вы не справляетесь».
А на самом деле что происходит? В начальной школе мы – учителя –
«сжимаем пружину», которая больно «выстреливает» в подростковом
возрасте. Но взять на себя ответственность за это не хотим. И это на
самом деле трудно. Потому что тогда придется признать, что работа,
которую педагог честно делает в соответствии с принципами, которые
считает правильными, – не совсем то, что надо делать сегодня. Но тут,
как говорится, или – или. Или учитель начальной школы продолжает
пребывать в уверенности, что за проблемы с младшими подростками он
никакой ответственности не несет, или принимает на себя эту
ответственность, и тогда у него появляется стимул к изменению.
На наш взгляд, принятие подобной ответственности – вопрос
педагогической культуры учителя. Это принятие связано с развитием
особой и очень значимой педагогической компетентности – умением видеть
дальние последствия своих действий. В работе с сегодняшним ребенком
педагогу надо предвидеть, каким этот ребенок может стать годы спустя и
как сегодняшние действия педагога отразятся на его воспитаннике в
будущем. Как, например, сегодняшнее детское упрямство, непослушание
можно претворить в завтрашнюю самостоятельность. К сожалению, в
педагогических вузах этому не учат.
Правила игры
Кстати, о дальних последствиях. На своих семинарах я нередко
спрашиваю учителей, не замечали ли они, что «Мальвины», став взрослыми,
перестают здороваться со школьными учителями? Учителя говорят: «Да, и у
нас такое есть». А давайте задумаемся, почему так происходит? Смотрите,
когда мы начинаем «воспитывать» Буратино, мы в присутствии Мальвины
внушаем ему, что надо «слушаться учителя, иначе все будет плохо! А
Мальвина при этом думает: «Значит, у меня все будет хорошо, я же
выполняю все требования учителя». Но вот она вырастает и что видит?
Буратино, который был неудачником в школе, стал успешным в жизни. А
Мальвина, которая была примерной ученицей в школе, в жизни не очень
успешна. Спрашивается, кто в этом виноват: учитель, который дал мне
правила игры, или я, которая соблюдала эти правила? И еще вопрос: а
учительница эти «правила игры» рассказала мне по наивности или
сознательно, и потому ей было выгодно иметь в классе девочку, которая
повышает ей успеваемость? Как вы думаете, к какому выводу приходит
Мальвина?
Ключевой вопрос
На наш взгляд, первым шагом к осознанию ответственности за
последствия собственных действий могла бы стать попытка честно ответить
самому себе на вопрос: «Чего я хочу? Какого ребенка я стремлюсь
вырастить?». Здесь могут помочь те же сказочные образы Буратино и
Мальвины. Если я ориентируюсь на образ Мальвины, то вполне вероятно,
мне ничего не нужно менять в своей работе. А если нет, тогда скорее
всего мне надо искать какие-то новые способы педагогического
воздействия на ребенка.
Конечно, реальность сложнее. Не всем от природы даны потенции Буратино.
К тому же сегодня, как и вчера, детей нужно учить работать и по
алгоритму, а не только проявлять творческие задатки. Но что особенно
важно – это развить в детях гибкость мышления, способность
переключаться с одной деятельности на другую. Поскольку современные
дети гораздо ближе к типажу Буратино и в жизни сегодня более
востребованы инициативность и креативность, то, на наш взгляд,
педагогам хорошо бы ориентироваться преимущественно на образ веселого
обладателя золотого ключика.
Вместо запретов –
«говорушки»…
Предположим, педагог пришел к выводу, что хотел бы помочь
ребятам вырасти самостоятельными людьми. И что привычные способы работы
для этого малопригодны. К примеру, школьные правила задаются сверху, и
это никоим образом не способствует развитию самостоятельности. Но ведь
ребенка надо приобщить к определенным правилам. Как это сделать?
Общая рекомендация здесь такова: создать ситуации, проживая которые
дети сами приходили бы к необходимости введения того или иного правила.
В идеале – сами бы это правило формулировали.
Например, всем учителям знакома ситуация, когда дети отвечают
одновременно, перебивают и не слышат друг друга. Можно повысить голос,
потребовать, чтобы все замолчали, и объявить «правило поднятой руки». А
можно действовать иначе – поставить эту ситуацию перед учениками как
задачу, чтобы они сами предложили способ решения. Но даже в этом случае
надо быть готовым к тому, что правило будет соблюдаться не сразу. И
тогда нужны педагогические «изобретения». У нас это были «говорушки» –
специальные карточки с забавным рисунком. Скажем, ребенок получил 10
«говорушек». Это значит, что он 10 раз мог нарушить «правило поднятой
руки», допустим, выкрикнуть что-то с места. Но после каждого такого
поступка у ребенка забиралась одна «говорушка». Это своего рода игра, а
играть вчерашние дошкольники любят. Одно дело – запрет и другое – некая
свобода действий: ты можешь использовать все карточки в начале урока, а
можешь «сэкономить», оставить «на потом». Не сумел или не захотел
сдержаться – отдавай мне карточку. И в рамках игры проблема нарушения
дисциплины начинает решаться легче. Когда карточки заканчиваются,
ребята начинают сами произвольно ограничивать свою свободу – иначе
«нечестно!». А завтра ученики уже получают не 10, а 8 «говорушек»…
От отдельных приемов – к
системе
Понятно, что развитие определенных личностных качеств – это не
разовое применение эффектных приемов, а постоянная целенаправленная
работа. Как прийти к этому? Здесь может помочь особая внутренняя
установка: «я хочу все решать через согласование с детьми». Эта
внутренняя установка поможет впоследствии превратить поиск новых
способов работы в системный, целостный подход.
Можно также воспользоваться авторской программой «Первые дни в школе»
(ее описание есть на сайте www.trizway.com). Программа
устроена таким образом, что с первых дней учитель должен обозначить
определенные ценностные ориентиры: ценность мнения каждого ребенка,
ценность школьных правил, ценность нашего класса, ценность
самостоятельного поступка... Эти ценности задаются, в частности,
посредством особого содержания учебных заданий (мы сочетаем творческие
и репродуктивные задания), делегирования ответственности (например,
через предоставление выбора между сложным и более легким заданием).
Конкретных педагогических средств существует много, но, подчеркнем,
главное – это принятие определенных ценностей самим учителем. И каждый
решает для себя, кто он: Мери Поппинс или фрекен Бок?..