ЗАДАНИЯ НА ВЫРОСТ
Казарновский Сергей, Хурумов Станислав, Шугаева Ольга
Ритм, диалог, иерархия, часть, целое...
Примеры ключевых понятий для учебных дисциплин
Ключевое понятие – это интересно. Но как соединить абстрактную
идею с конкретным предметом? Планируя работу в классе на год, педагоги
стараются ответить на три главных вопроса: Как бы вы определили
ключевое понятие года в контексте своего предмета? О каких проблемах
могли бы говорить, используя это понятие? Какие аналогии, ассоциации,
образы использовали бы, объясняя это понятие?
Вот примеры ответов преподавателей разных предметов...
5 класс. Понятие ритм.
– Ритм как последовательность восприятия (орнаменты).
– Алгоритм. Дробь.
– Ритм и цикл. Космос и Земля. Организм. Биоритм. Круговорот.
6 класс. Понятие диалог.
– Война и мир. Христианский мир и мир ислама. Взаимодействие
сословий.
– Композиция. Основы композиции. Задний план и передний план.
Чет и нечет. Фотография.
– Растения (строение и функция). Приспособляемость и мимикрия.
Экология. Атмосфера.
– Виды чисел. Пропорции. Масштаб.
7 класс. Понятие иерархия.
– Новое время как кризис иерархий. Кризис представлений об
устройстве мира (географические открытия). Кризис религиозных
представлений (реформация). Сословный кризис (революции).
– Жанр как традиция. Жанр как функция. Жанровый элемент.
Бытовые (речевые) жанры и художественные.
– Масса. Сила. Строение вещества.
– Степень. Функция и уравнение. Геометрические фигуры.
Линейные уравнения. Аксиоматика Евклида. Формулы сокращенного умножения.
8 класс. Понятие часть.
– XIX век. Обыватель. Интеллигент. Буржуазный комфорт. Идеи
прогресса.
– Роль и характер. Амплуа и маска.
– Человек (строение и функция). Анатомия.
– Агрегатные состояния. Начала термодинамики. Оптика (спор
Гете с Ньютоном).
9 класс. Понятие целое.
– Государство и общество как системы. Тотальность и
тоталитаризм.
– Систем а культуры. Направления и течения в истории культуры.
Элитарная и массовая культура.
– Художественный текст как система. Уровни художественной
системы: идеи, герои, предметы, слова.
– Жизнь как система. Эволюция. Генетика. Биоэтика.
– Механика. Электричество. Начала термодинамики. Точка
бифуркации.
...а вот примеры тем срезовых работ в жанре эссе.
5 класс.
– Жизнь – коробка конфет (Есть ли симметрия в везении?).
– Визит Оле-Лукойе (Как чередуются счастливые и страшные сны?).
– Бывают странные сближенья (Что с чем сравнивается и что чему
фон?).
6 класс.
– Опасная и уязвимая флора (Как растения нас просят и как нами
повелевают?).
– Кем быть в суде? (Что значит обвинять, судить, защищать?).
– Соответствия (Метафора как диалог явлений и идей).
– Культура тела (Физкультура как подражание образцам?).
7 класс.
– Определиться в главном (О чем мы думаем во-первых?).
– Культура и агрикультура (Возделывать и подчинять – одно и то
же?).
– Перспектива и индивидуализм (Что и по отношению к чему
является точкой отсчета?).
– Инертность (Что значит поступить «как принято»?).
8 класс.
– Зрячие слезы (Чем отличается сочувствие от участия?).
– Слух и миф (Слух как часть мнения и миф как мировоззрение).
– Короткое замыкание (Проводник как посредник между частями).
– Алхимия и слово (Реакция как влияние контекста).
– Живое и животное (Что значит «человек – животное»? Жизнь и
смерть как части целого).
– Цитата-цикада (К чему отсылает и на что намекает цитата?).
9 класс.
– Распад атома (Может ли частица делиться на части?).
– Масса (Есть ли у массы части?).
– Недра и власть (что значит управлять целой страной?)
– Луч и тень (Что остается в тени и что выхватывает луч?).
– Цель оправдывает средства (Оправдывает ли средства целое?).
– Границы (Границы как способ понимать целостность и
завершенность).
10 класс. Примеры тем
итоговых исследовательских работ.
– Паразиты: парадоксальная история понятия. Вначале
обозначение социального явления, затем биологическая характеристика,
затем снова понятие, связанное с общественными отношениями.
– Евразия и Азеопа. Важнейший для России геополитический
вопрос: что принять за ориентир? Европу или Азию? Что считать причиной,
а что следствием? География как судьба и история или история как
интерпретация географии?
– Карта и картина: связи между картой и картиной, между
подражательным и условным изображением. Что считать условностью в
изображении? Что такое знаковые системы?
Интеграл и дифференциал: применимость математических понятий
при анализе социальных и художественных явлений. Есть ли связь у
интеграла с интеграцией, а у дифференциала с дифференциацией?
– Ассоциация: разные типы связи в области химии, общества и
эстетики. Ассоциации и социум. Вода как химическая и художественная
ассоциация. Что к чему и почему притягивается?
– Сублимация: связь химических процессов, социальной
деятельности и художественной практики. Кристалл как инстинкт и газ как
вдохновение. Как возвышенное становится возвышенным?
...А плакат «Не болтай!» превращен в «Болтай!»
6 класс, урок
словесности, введение ключевого понятия диалог
В классе развешаны плакаты, транспаранты, призывающие
говорить: философские высказывания известных людей, самих учеников,
которые получили соответствующее задание заранее, пародийные слоганы.
Например, известный плакат «Не болтай!» может быть превращен в
«Болтай!».
Начало урока:
Ученики стоят, учитель здоровается с ними и просит садиться.
Вопрос:
Можно ли назвать произошедшее между нами диалогом?
Обсуждается и адекватность замены речевого
высказывания-реплики действием, за которым закреплен определенный
смысл, и молчание как высказывание (вспоминается пословица «Слово –
серебро, а молчание – золото»)… В ходе обсуждения на доске появляются
ключевые слова: смысл, отношение...
Далее следует просмотр видеофрагмента какой-либо встречи-диалога на
высшем уровне, где участник диалога – официальное лицо говорит о том,
что состоявшийся диалог можно считать конструктивным, так как
достигнута договоренность между сторонами.
Обсуждается, как понимать слово «договоренность». Важна мысль о том,
что договоренность означает, что каждой стороной были достигнуты свои
цели.
Появляется третье ключевое слово – цель.
Организуется работа в группах.
Группы получают конверты с заданием. Сообщается, что в каждом
конверте – ДИАЛОГ! Задача команды – его услышать. И ответить на
вопросы, сформулированные для всех одинаково:
1. Назовите участников предъявленного вам диалога.
2. Предположите, о чем они могут разговаривать.
3. Определите суть достигнутой в этом диалоге договоренности, если она
возможна.
4. Можете ли вы стать участником этого диалога?
5. Что бы вы, как участник этого диалога, хотели высказать своим
собеседникам?
6. Что нового и интересного, на ваш взгляд, может узнать человек,
вступивший в этот диалог?
7. Что вам показалось в этом диалоге интересным, но пока непонятным?
В конвертах лежат:
1. Репродукция картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне».
2. Первые страницы (фото) двух произведений «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях» А.С.Пушкина и «Белоснежка».
3. Напечатанное на карточке предложение «Из-под земли бьет горячий
ключ».
4. Стихотворение Афанасия Фета «Заря прощается с землею...».
5. Фотография скопления людей (митинг, демонстрация…).
Группы имеют доступ к различным информационным ресурсам.
Примеры ответов шестиклассников:
1. И.Н.Крамской, «Христос в пустыне».
Диалог человека с самим собой, со своим вторым «я», своей совестью.
2. А.С.Пушкин, «Сказка о мертвой царевне...» и «Белоснежка».
Диалог фольклорного, народного идеала с литературным, с идеалом
авторским.
3. Из-под земли бьет горячий ключ.
Диалог между частями речи. Согласование существительного и
прилагательного. Переносное значение слова по сходству признаков,
свойств. Диалог семантики слов в предложении.
4. А.Фет, «Заря прощается с землею...».
Диалог поэта с читателями. Диалог чтеца со слушателями.
5. Фотография скопления людей.
Диалог власти и народа. Одного со многими.
Вариант окончания урока может быть таким. Каждому ученику
предлагается сформулировать-дополнить-продолжить-закончить фразу:
«Диалог похож на…, потому что…, следовательно, … ».
Экскурсия к Фемиде
6 класс, урок-консультация
перед написанием эссе на тему «Кем быть в суде?»
Ученики выделяют ключевое слово в теме и самостоятельно
пытаются дать определение понятия «суд». Называют ассоциации, связанные
для них с этим словом.
Суд: справедливость, несправедливость, защита, обвинение,
закон, диалог, мнение, суждение, заключение, система, организация,
спор…
Учитель читает энциклопедическое определение слова. Ребята
могут уточнить свое восприятие.Обсуждается, какие бывают суды:
верховный, Линча, Божий, внутренний, военный, народный, суд присяжных,
общественный, областной, суд истории. Прежде чем начать рассуждать о
том, кем быть в суде, необходимо знать действующих лиц.
Учитель показывает фрагмент мультфильма «Алиса в Стране
чудес», сцену суда, чтобы определить основных действующих лиц в суде:
судья, адвокат, присяжные, обвинитель, подсудимый.
Что общего между всеми этими персонажами? (все они выражают
свою точку зрения, а значит, высказывают суждение относительно того или
иного случая или явления). Происходит ли между ними диалог? Важно ли
слушать и слышать друг друга?
Учитель предлагает вспомнить такое понятие, как модальность,
например, в системе английского языка (отношение говорящего к действию,
которое он совершает). Можно ли соотнести модальность с действиями,
которые совершает тот или иной участник судебного процесса?
В завершение урока преподаватель рекомендует ученикам обратиться к
истории, проанализировать, насколько отличались суждения людей
относительно определенных явлений, событий, поступков в разные времена.
Кроме того, в разных странах существуют разные судебные системы. Можно
сравнить их с нашей, отметить плюсы и минусы.
Если вы решили попробовать, то...
…важно уже на первом этапе добиться единомыслия в
педагогическом коллективе: единого понимания целей, задач и технологий
их достижений. Часто педагоги говорят о том, что такая работа на
метапредметный результат отнимает время у сугубо предметной работы, а
ведь все внешние измерители на данный момент «измеряют» именно
предметный результат образования. Что ж, придется решить, что для нас
важнее. При этом надо понять, что невыполнение кем-либо из педагогов
хотя бы на каком-то этапе реализации программы своей части работы не
позволит получить действительно качественный результат: нечего будет
«срезать» на срезовых работах, не возникнет то знаниевое поле, в
котором можно будет эффективно осуществлять интеграцию.
…придется составить программу сразу на несколько лет. Ключевые понятия
можно выбрать любые – это зависит от решений и договоренностей внутри
педагогического коллектива, от образовательных ценностей школы. Но
какая-то логичная канва, стержень всех творческих поисков и перспектива
деятельности необходимы.
…хорошо бы преобразовать школьное пространство, создать определенные
смысловые области, разместить там некие объекты, провоцирующие детей на
поиск связей между различными, казалось бы, не связанными друг с другом
явлениями, событиями, фактами. Тогда и программа будет реализоваться
органичнее, эффективнее.
…для постоянного обновления содержания программы, ее профессионального
и личностного осмысления необходимо регулярно привлекать внешних
партнеров (представителей высшей школы, специалистов из различных
областей знаний). Они могут участвовать в управлении программой (как
научные руководители), в отдельных мероприятиях (как гости,
докладчики), могут консультировать, общаться с педагогическим
коллективом…
…как можно внимательнее отнеситесь к тем формам-мероприятиям программы,
где участвуют дети разных возрастов. Очень ценно, ибо по-настоящему
присвоено только то знание, которое ты смог передать другим. Смог
объяснить что-то сложное просто, чтобы это поняли все, кто специально
данным вопросом не занимался.