Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЯ НА ВЫРОСТ


Казарновский Сергей, Хурумов Станислав, Шугаева Ольга

На языке, общем для всех предметов

Образовательная программа знаменитой московской школы «Класс-Центр» возвращает нас к забытому смыслу термина «энциклопедические знания»

Скорее всего к началу сентября педагоги уже подготовились: программы, календарное и поурочное планирование. Но, продумав детали, успеваем ли мы взглянуть на учебный год, многолетний труд ребенка (и учителя) в школе шире, с точки зрения объединяющей идеи? Сама возможность такого видения, учитывающего особенности разных возрастов, предметных областей, кажется сомнительной. И все же есть попытки, примеры. Один из вариантов придуман в московской школе «Класс-Центр». Его не обязательно воспринимать как образец для подражания, скорее как источник вдохновения.

История вопроса

Вам что больше нравится – круг или квадрат? Бытует мнение, что круг оптимистичнее: по такой траектории можно двигаться плавно и спокойно, не встречая на пути острых углов.
А если этот круг – круг знаний?! Какая замечательная картина: плавное и спокойное постижение мира без необходимости преодолевать ненужные препятствия.
Античный человек знал настоящую ценность того, что называется гармонией, в том числе и гармонией узнавания и осмысления нового. И именно он придумал Энциклопедию – «обучение в полном круге» или «по всему кругу знаний». Правда, для нас античный «полный круг» выглядит не так уж и полно – содержание его в древности составляли так называемые семь свободных искусств (artes liberales): грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Прочее считалось практическими сведениями и в область высокой науки не входило.
Но замечательна сама идея о том, что как-то можно измерить обязательный объем – круг знаний, который позволяет молодому человеку считаться готовым к жизни в обществе.

Современная интерпретация

Идея Энциклопедии нам близка еще и потому, что в «Класс-Центре» тоже сложился свой «полный круг»: три школы, общеобразовательная, музыкальная и драматическая, образующие единое пространство узнавания, постижения – для маленьких и больших людей.
Так родилась авторская технология и программа «Энциклопедия». Как попытка нахождения «общего языка» для трех школ, для разных областей знаний, для всех предметов. Как попытка выстраивания той образовательной траектории, по которой двигаться интересно и легко. Как желание помочь маленькому человеку взрослеть, получая по-настоящему важное и нужное для будущей жизни знание – знание о ней самой в самом широком смысле слова.
Не случайно энциклопедические знания сейчас понимают – как широкие знания.
Главными целями программы «Энциклопедия» стали:

•развитие умения учеников приобщать общечеловеческий опыт к личному, переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы и явления жизни;
•воспитание потребности школьников в образовании и самообразовании, то есть умение развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в новых сферах жизни накопленные знания и умения;
•формирование представления учеников о культуре как целом, то есть ощущение взаимосвязи и взаимовлияния повседневной, деловой, общественной, государственной, духовной и эстетической сфер жизни.

Ключевые понятия

Стремясь найти «общий язык», заключить некий профессиональный договор между педагогами всех трех школ, мы выделили ключевые понятия для всего образовательного курса средней школы.
В 5 классе рассматривается идея про­странственно-временного упорядочивания (ритм). В 6-м – идея диалога: понятие упорядочивания углубляется. Оказывается, чтобы его достичь, необходимы разговор и договор. Разговор и договор позволяют определить общую систему координат, где неизбежны неравномерность и даже асимметрия. В 7 классе возникает идея иерархии: идея диалога трансформируется – появляется тема неравенства. После того как определены пространственно-временные, коммуникативные и организационные ориентиры, в 8 и 9 классах происходит уточнение границы между единым и разным. В 8 классе в центре идея элемента, части, частности (в гуманитарных предметах – субъекта, личности, человеческого достоинства), а в 9 классе в продолжение логики 8-го идея системы, целого, включающего в себя часть, элементы.
На своих уроках каждый учитель в контексте работы по освоению предметного знания организует работу по постижению смысла ключевого понятия. А чтобы выяснить, насколько эффективно и качественно это происходило, в конце четверти проводится срезовая работа в жанре эссе: в форме свободного размышления-рассуждения ученики высказываются на тему, так или иначе связанную с ключевым понятием. Тема всегда презентуется перед учениками в ходе урока-консультации учителем, к предмету которого тема имеет непосредственное отношение. Но задача педагога – представить ребятам тему как повод порассуждать о разных явлениях, событиях, фактах, закономерностях, неожиданных сходствах, обнаруженных при внимательном обдумывании.
Пример: в 6 классе ключевое понятие – диалог. Тема первого эссе – «Культура тела». Урок-консультацию, следовательно, проводит учитель биологии. Он предлагает школьникам подумать о разных идеалах красоты человеческого тела (в разные периоды истории, у разных народов), о гигиене, о здоровье, о тех знаках (одежда, косметика), с помощью которых человек на уровне скрытого диалога (без слов) рассказывает о себе как о личности окружающим. Здесь важно с помощью примеров из разных областей жизни задать общий вектор для размышлений ребенка.
Особое место в процессе формирования у учеников интегративных навыков, особого синтетического знания, умения чувствовать и проявлять глубинные связи между абсолютно разными реалиями жизни занимает Совместный урок. Совместный урок – по сути, коллективный педагогический проект учителей разных предметов и школ. Он сам по себе продукт взаимодействия и взаимопонимания, сотрудничества взрослых, но он же и пример, призыв к подобному образу жизни и мысли для учеников. В ходе Совместного урока очень важно, чтобы ученики увидели и поняли, КАК педагоги переводят проблемы, вопросы, открытия, законы, парадоксы, загадки другого предмета на язык своего собственного. Совместный урок дает в руки ученика инструмент, метод перевода. Темы совместных уроков могут быть связаны с ключевыми понятиями, могут появляться из тем эссе, могут рождаться из любой образовательной ситуации.
Кульминацией работы и взрослых, и детей на протяжении пяти лет (с 5-го по 9 класс) становится интегративный экзамен в 10 классе. В экзаменационном исследовании решаются те же задачи, что и в эссе, но на более широком материале и с большей строгостью метода. Экзамен – опыт углубления интегративных навыков. Перед учеником и научным руководителем стоит задача определить круг предметов, наглядный материал, метод анализа и интерпретации.

В разговорном жанре

Экзамен, помимо прочего, это еще презентация исследования. Навыками успешной презентации можно овладеть, пройдя курс УПК (Успешной Публичной Коммуникации). УПК – это мастер-класс по риторике, задача которого – научить школьников публично выражать свои мысли, говорить то, что думаешь, на языке тех, кто тебя слушает. Форм организации курса множество. Одна из любимых – дискуссионная площадка, когда на текущих и выездных занятиях обсуждаются масштабные темы: «Противостояние христианства и ислама», «Другие и чужие», «Либеральные ценности и смертная казнь». Гостями и ведущими дискуссий в разные годы были профессор Виктория Уколова, политик Валерия Новодворская, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Не менее интересна подросткам организованная по жесткому технологичному сценарию игра «Кинопробы», задача которой – разговорить всех жителей «Класс-Центра». Поводом для разговора становится художественный фильм как выражение определенного взгляда на ту или иную актуальную проблему. На те же цели работает и «Киноклуб», постоянные члены которого совершенствуют коммуникативные навыки в процессе создания видеорецензий к обсуждаемым фильмам.
Все, о чем мы рассказали, это и есть технология и программа «Энциклопедия». И для всех нас очевидно, что нет образования обязательного (традиционно – общего) и дополнительного. Есть ОБРАЗОВАНИЕ, есть круг знаний, по которому идти легко и который не замкнется никогда, иначе было бы скучно и бессмысленно.

Рейтинг@Mail.ru