ЗАДАНИЯ НА ВЫРОСТ
Казарновский Сергей, Хурумов Станислав, Шугаева Ольга
На языке, общем для всех предметов
Образовательная программа знаменитой московской школы «Класс-Центр» возвращает нас к забытому смыслу термина «энциклопедические знания»
Скорее всего к началу сентября педагоги уже подготовились:
программы, календарное и поурочное планирование. Но, продумав детали,
успеваем ли мы взглянуть на учебный год, многолетний труд ребенка
(и учителя) в школе шире, с точки зрения объединяющей идеи? Сама
возможность такого видения, учитывающего особенности разных возрастов,
предметных областей, кажется сомнительной. И все же есть попытки, примеры.
Один из вариантов придуман в московской школе «Класс-Центр».
Его не обязательно воспринимать как образец для подражания, скорее как
источник вдохновения.
История вопроса
Вам что больше нравится – круг или квадрат? Бытует мнение, что
круг оптимистичнее: по такой траектории можно двигаться плавно и
спокойно, не встречая на пути острых углов.
А если этот круг – круг знаний?! Какая замечательная картина: плавное и
спокойное постижение мира без необходимости преодолевать ненужные
препятствия.
Античный человек знал настоящую ценность того, что называется
гармонией, в том числе и гармонией узнавания и осмысления нового. И
именно он придумал Энциклопедию –
«обучение в полном круге» или «по всему кругу знаний». Правда, для нас
античный «полный круг» выглядит не так уж и полно – содержание его в
древности составляли так называемые семь свободных искусств (artes
liberales): грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
музыка, астрономия. Прочее считалось практическими сведениями и в
область высокой науки не входило.
Но замечательна сама идея о том, что как-то можно измерить обязательный
объем – круг знаний, который позволяет молодому человеку считаться
готовым к жизни в обществе.
Современная интерпретация
Идея Энциклопедии нам близка еще и потому, что в
«Класс-Центре» тоже сложился свой «полный круг»: три школы,
общеобразовательная, музыкальная и драматическая, образующие единое
пространство узнавания, постижения – для маленьких и больших людей.
Так родилась авторская технология и программа «Энциклопедия». Как
попытка нахождения «общего языка» для трех школ, для разных областей
знаний, для всех предметов. Как попытка выстраивания той
образовательной траектории, по которой двигаться интересно и легко. Как
желание помочь маленькому человеку взрослеть, получая по-настоящему
важное и нужное для будущей жизни знание – знание о ней самой в самом
широком смысле слова.
Не случайно энциклопедические знания сейчас понимают – как широкие
знания.
Главными целями программы «Энциклопедия» стали:
•развитие умения учеников приобщать общечеловеческий опыт к
личному, переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы
и явления жизни;
•воспитание потребности школьников в образовании и самообразовании, то
есть умение развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в
новых сферах жизни накопленные знания и умения;
•формирование представления учеников о культуре как целом, то есть
ощущение взаимосвязи и взаимовлияния повседневной, деловой,
общественной, государственной, духовной и эстетической сфер жизни.
Ключевые понятия
Стремясь найти «общий язык», заключить некий профессиональный
договор между педагогами всех трех школ, мы выделили ключевые понятия
для всего образовательного курса средней школы.
В 5 классе рассматривается идея пространственно-временного
упорядочивания (ритм). В 6-м – идея диалога: понятие упорядочивания
углубляется. Оказывается, чтобы его достичь, необходимы разговор и
договор. Разговор и договор позволяют определить общую систему
координат, где неизбежны неравномерность и даже асимметрия. В 7 классе
возникает идея иерархии: идея диалога трансформируется – появляется
тема неравенства. После того как определены пространственно-временные,
коммуникативные и организационные ориентиры, в 8 и 9 классах происходит
уточнение границы между единым и разным. В 8 классе в центре идея
элемента, части, частности (в гуманитарных предметах – субъекта,
личности, человеческого достоинства), а в 9 классе в продолжение логики
8-го идея системы, целого, включающего в себя часть, элементы.
На своих уроках каждый учитель в контексте работы по освоению
предметного знания организует работу по постижению смысла ключевого
понятия. А чтобы выяснить, насколько эффективно и качественно это
происходило, в конце четверти проводится срезовая работа в жанре эссе:
в форме свободного размышления-рассуждения ученики высказываются на
тему, так или иначе связанную с ключевым понятием. Тема всегда
презентуется перед учениками в ходе урока-консультации учителем, к
предмету которого тема имеет непосредственное отношение. Но задача
педагога – представить ребятам тему как повод порассуждать о разных
явлениях, событиях, фактах, закономерностях, неожиданных сходствах,
обнаруженных при внимательном обдумывании.
Пример: в 6 классе ключевое понятие – диалог. Тема первого эссе –
«Культура тела». Урок-консультацию, следовательно, проводит учитель
биологии. Он предлагает школьникам подумать о разных идеалах красоты
человеческого тела (в разные периоды истории, у разных народов), о
гигиене, о здоровье, о тех знаках (одежда, косметика), с помощью
которых человек на уровне скрытого диалога (без слов) рассказывает о
себе как о личности окружающим. Здесь важно с помощью примеров из
разных областей жизни задать общий вектор для размышлений ребенка.
Особое место в процессе формирования у учеников интегративных навыков,
особого синтетического знания, умения чувствовать и проявлять глубинные
связи между абсолютно разными реалиями жизни занимает Совместный урок.
Совместный урок – по сути, коллективный педагогический проект учителей
разных предметов и школ. Он сам по себе продукт взаимодействия и
взаимопонимания, сотрудничества взрослых, но он же и пример, призыв к
подобному образу жизни и мысли для учеников. В ходе Совместного урока
очень важно, чтобы ученики увидели и поняли, КАК педагоги переводят
проблемы, вопросы, открытия, законы, парадоксы, загадки другого
предмета на язык своего собственного. Совместный урок дает в руки
ученика инструмент, метод перевода. Темы совместных уроков могут быть
связаны с ключевыми понятиями, могут появляться из тем эссе, могут
рождаться из любой образовательной ситуации.
Кульминацией работы и взрослых, и детей на протяжении пяти лет (с 5-го
по 9 класс) становится интегративный экзамен в 10 классе. В
экзаменационном исследовании решаются те же задачи, что и в эссе, но на
более широком материале и с большей строгостью метода. Экзамен – опыт
углубления интегративных навыков. Перед учеником и научным
руководителем стоит задача определить круг предметов, наглядный
материал, метод анализа и интерпретации.
В разговорном жанре
Экзамен, помимо прочего, это еще презентация исследования.
Навыками успешной презентации можно овладеть, пройдя курс УПК (Успешной
Публичной Коммуникации). УПК – это мастер-класс по риторике, задача
которого – научить школьников публично выражать свои мысли, говорить
то, что думаешь, на языке тех, кто тебя слушает. Форм организации курса
множество. Одна из любимых – дискуссионная площадка, когда на текущих и
выездных занятиях обсуждаются масштабные темы: «Противостояние
христианства и ислама», «Другие и чужие», «Либеральные ценности и
смертная казнь». Гостями и ведущими дискуссий в разные годы были
профессор Виктория Уколова, политик Валерия Новодворская, главный
редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Не менее интересна подросткам
организованная по жесткому технологичному сценарию игра «Кинопробы»,
задача которой – разговорить всех жителей «Класс-Центра». Поводом для
разговора становится художественный фильм как выражение определенного
взгляда на ту или иную актуальную проблему. На те же цели работает и
«Киноклуб», постоянные члены которого совершенствуют коммуникативные
навыки в процессе создания видеорецензий к обсуждаемым фильмам.
Все, о чем мы рассказали, это и есть технология и программа
«Энциклопедия». И для всех нас очевидно, что нет образования
обязательного (традиционно – общего) и дополнительного. Есть
ОБРАЗОВАНИЕ, есть круг знаний, по которому идти легко и который не
замкнется никогда, иначе было бы скучно и бессмысленно.