Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Чканикова Александра

Уроки PIRLS и TIMSS

Международные исследования дают обратную связь и позволяют сформулировать рекомендации профессиональному сообществу

Результаты международных исследований PIRLS и TIMSS – наша победа, которую невозможно пережить за пару недель. Первые результаты порадовали в январе, а теперь, когда готовы результаты углубленного анализа, самое время оценить конкурентоспособность российского образования и наметить пути его совершенствования. Летом в Москве по инициативе РАО была проведена международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований».

Мониторинг, знай свое место

Галина Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, национальный координатор международных исследований PIRLS и TIMSS в России познакомила собравшихся с результатами международных исследований PIRLS и TIMSS. Их основная цель – выявлять сильные и слабые стороны каждой национальной системы образования, задавать курс образовательным реформам при помощи получаемых данных, формировать национальные стратегии. Однако вопрос «как пробудить у ученика вкус к учебе» должен быть важнее вопроса «как повысить показатели мониторингов».
Виктор Болотов, вице-президент РАО, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования и оценки качества образования в России, рассказал о сферах применения опыта нашего участия в международных программах оценки (ЕГЭ; ФГОС, обновление программ повышения квалификации учителей, создание новых учебников). И подчеркнул: сегодняшние вызовы ЕГЭ – это неправомерное использование их результатов. Создание рейтингов школ и муниципалитетов, аттестация педагогов, оценка деятельности губернаторов – все эти действия не должны основываться на результатах ЕГЭ.

Читательская грамотность в центре внимания

Марина Кузнецова, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, формулировала причины успехов российских школьников в чтении: признание ценности читательской грамотности в обществе, профессионализм педагогов, хороший уровень предшкольной подготовки у детей. Но самая влиятельная предпосылка – наличие качественных программ начального образования и достойные учебники. Учителя сами считают учебники главным средством в обучении чтению, настолько хорошо продумана методика обучения младших школьников. Но и роль учителя далеко не последняя. Наше сильное звено – умение работать со слабыми учениками.
Теперь о трудностях: проблемы с уровнем письменной речи, невысокий показатель «отношение родителей к чтению», несбалансированность показателей «любовь к чтению» и «мотивация к чтению».
Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, международный эксперт по читательской грамотности исследования PIRLS, предостерегла: действительно, результаты наших школьников на порядок выше средних по странам мира, но расслабляться не следует: «Точное понимание каждого слова в тексте – вот чего нужно добиваться учителям начальной школы». Рекомендовала составлять матрицы для оценки «попадания» в каждое из условий задания и оценивать, что именно упускает ребенок при чтении. Читательские компетенции хорошо развивают загадки – например, загадать букву и описать словами, как составить ее из палочек; угадать и вставить пропущенные слова. К внимательному чтению можно прийти и через письмо. Но главное – не обрубать детские возможности и видеть зону ближайшего развития каждого.
Галина Ковалева показала, как применять методы мониторинга во внутренней оценке качества чтения. «Тяни-Толкай» – это измерительные материалы с использованием подходов PIRLS, разработанные для внутреннего пользования. Можно оценить разные группы умений: 1) общее понимание текста, ориентация в тексте; 2) детальное и глубокое понимание содержания и формы текста, включая анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование сложных выводов и оценочных суждений; 3) проверка умения использовать информацию из текста для различных целей.
Разработанный инструментарий представляет собой комплексную работу для учащихся четвертых классов. Включает рекомендации по проведению, по оценке выполнения заданий, формы для ввода и первичной обработки данных, формы представления результатов.
Материалы уже апробированы в некоторых регионах, и, по словам экспериментаторов, они дают учителю понимание того, над чем стоит поработать. А именно. Даже если ответ на задание дан в тексте в явном виде, примерно четверть учеников не могут точно выделить фрагмент текста, где содержится запрашиваемая информация. Примерно 26% учеников не могут правильно восстановить последовательность изложенных в тексте событий. Или такая тенденция: вместо того чтобы обратиться к тексту и найти ответ в нем, ребенок пускается в свободные рассуждения, пытается обойтись имеющимися у него знаниями. Также 10-летним детям трудно обосновать свое суждение, даже верное; они не умеют выполнять задание с двумя верными ответами. Проблемы понимания образного, иносказательного текста…
Итого. В 2013/14 учебном году планируется провести региональное исследование динамики читательской грамотности в 6–8 классах, а также сравнительное исследование читательской грамотности в пилотных школах по работе с новым ФГОС и школах, реализующих стандарт 2004 года.

Естественные науки: применять и рассуждать

О том, как при помощи результатов мониторингов совершенствовать естественно-научное образование, рассказала Марина Демидова, специалист Московского центра качества образования. Некоторые выкладки из ее анализа.
Отечественные программы хоть и шире по фактическому материалу, однако средний процент выполнения заданий по темам, которые учащиеся еще не изучали, практически не отличается от результатов по уже изученным разделам. Никакой разницы, проходили дети тему или нет.
Наши дети хорошо ориентируются в вопросах, которые понятны им из личного опыта: коррозия металла, цепочка питания, свойства некоторых веществ. А если надо что-то вообразить-представить, правильно отвечают не более 30%. Труднее всего российским учащимся выполнять задания, требующие объяснить явление, продемонстрировать понимание того, что лежит в основе этих явлений, построить гипотезу.
Валерьян Рохлов и Наталья Богданова из Московского института открытого образования сравнивали содержание исследования TIMSS по предметам естественно-научного цикла с КИМами ГИА: отличий больше, чем сходств. TIMSS объединяет весь естественно-научный блок, его сдают учащиеся выборочных школ, а цель – оценка качества подготовки детей. Наши КИМы по одному или двум курсам, сдают его все, хотя и по выбору, а результаты влияют на будущее ученика (отбор в профильные классы, СПО и НПО).
Виды учебно-познавательной деятельности в TIMSS – это проверка фактических знаний; применение, понимание и использование понятий и фактов; рассуждение, объяснение и анализ, включая оценку и решение проблем. КИМы ГИА предусматривают проверку владения понятийным аппаратом, основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями. В КИМах по биологии, к примеру, проверка знаний занимает две трети аттестации, а рассуждение – не более девяти процентов. По географии подавляющее большинство заданий – на применение знаний, а по химии рассуждения и анализа намного меньше, чем в TIMSS.
Наши КИМы ГИА по всем предметам отличаются еще и тем, что в них гораздо реже требуется дать развернутый ответ, чем в международном мониторинге, где открытых вопросов – почти половина.
Итого. В КИМы ГИА в 9-х классах по химии и биологии будут введены экспериментальные задания на реальном оборудовании, а также будет увеличена доля заданий, проверяющих умения рассуждать, строить объяснения и проводить анализ (включая решение проблем) для КИМ ГИА-9 по предметам естественно-научного цикла. Разработчикам основной школьной программы следует скорректировать содержание программ по окружающему миру и естественно-научным предметам, расширить блок, связанный с элементами географических и физико-химических знаний, рассмотреть возможность выделения большего учебного времени на формирование сложных видов деятельности.

Математика: решать нестандартные проблемы

Что касается математики, Лариса Рослова, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики математики Института содержания и методов обучения РАО, говорила: выявить причины значительного повышения результатов российских учащихся было для экспертов особенно важно. Формула успеха – это стандарты-2004 плюс независимая аттестация. С тех пор как ученик встал перед необходимостью использовать приобретенные знания в практической деятельности, математика стала оживать. ЕГЭ и ГИА конкретизируют требования, предоставляя банк задач, и в результате мы имеем 33% в графе «высокий уровень подготовки» вместо 25% в 2007 году.
Оксана Рыдзе, ведущий научный сотрудник сектора начального образования Института содержания и методов обучения РАО, говорила о сильных и слабых сторонах школьного математического образования в начальной школе. Типичные трудности четвероклассников: частичное выполнение заданий, неумение объяснить ход решения, подмена задания, несформированность отдельных предметных и общеучебных умений. Возможно, причина в том, что на контроль выносятся не изучавшиеся в начальной школе вопросы, проверяются не те объекты оценивания, к которым привыкли дети; предлагается непривычная форма задания; предполагаются разные виды деятельности.
Сейчас создаются итоговые работы нового поколения, в них представлены все разделы курса, включены задания разных типов и уровней сложности, заложена мотивация выполнения заданий.
Лариса Денищева, профессор Института математики и информатики МГПУ, рассказывала о проблемах алгебраической подготовки российских школьников. Дети лучше всего демонстрируют знания и хорошо работают в стандартной ситуации. С задачами на рассуждение и решение нестандартных проблем сложнее. Чтобы обеспечить понимание описываемой ситуации, надо научить детей переформулировать задачу. Другими словами, как можно чаще просить учеников пересказывать условие своими словами, интерпретировать и прогнозировать результаты. Студенты МГПУ, проходя курс по методике преподавания математики, учатся разрабатывать задания, направленные именно на успешное выполнение детьми задач на рассуждение и решение нестандартных проблем.
Итого. Российская школьная математика ориентирована на формирование функциональной грамотности больше, чем другие области знания. Однако необходимо откорректировать рабочие программы в сторону улучшения «западающих» компетенций.
А в целом – впереди нас ждут диагностики, многие инструменты которых «сняты» с международных мониторингов. Новые материалы для оценки функциональной грамотности, принцип междисциплинарности, акцент на умении решать проблемы и кейсы (анализ ситуации и планирование процесса, выбор оптимального решения в определенных условиях) и пр. Всем учреждениям повышения квалификации рекомендуют включить в планы курсы по обучению учителей работе с измерительными материалами.

Рейтинг@Mail.ru