Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Когда не ждешь добра от жизни

Сможешь ли ты передать детям позитивные ценности?

Среди летних писем наших читателей встретились размышления о том, как приблизить школьное образование к потребностям ученика, учить его для жизни, а не для школы, ведь многие дети обделены заботой родителей, их жизнь скучна, им ничего не интересно. Учитель пишет:

«Я совершенно не против геометрии и других научных дисциплин. Я только «за» преподавание в школе основ всех наук. Но программа упускает то, без чего ребенку тяжело входить во взрослую жизнь. Культура отношений, эстетика одежды и быта, примеры жизни ярких людей и созидания своей судьбы… умение понимать самого себя и формировать, ставить цели и достигать их. Почему бы школе не взять на себя эту ответственность, если больше некому?»

И учитель заботливо прикрепляет к письму свою программу подготовки ребенка к жизни. Не поспоришь – проблема есть, оставаться к ней равнодушным нельзя, а вот можно ли ее решить средствами дополнительного урока, вопрос. Ведь слова словами, а что за ними?
 Недавно Ольга Грязнова из Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики опубликовала результаты сравнения базовых ценностей российских учителей и их коллег из 54 стран мира.
Из десяти ценностных индексов беспрецедентную важность для россиян имеет безопасность – личная, семейная, национальная. А вот позитивное отношение к жизни и стремление к чему-то большему – на последних местах.
На основании ценностей свободы, творчества, независимости, самостоятельности при постановке жизненных целей и любознательности конструируется индекс «самостоятельность». Россия находится посередине списка. Выше – западноевропейские страны; азиатские и ближневосточные – ниже.
Мы в самом низу по умению наслаждаться жизнью и удовлетворенности желаний, но в середине по параметру «гармония с природой, мир прекрасного, социальная справедливость». Почти в конце (51-е место) в стремлении к влиятельности, эффективности и достижению целей (индекс «достижения»). Зато по стремлению к власти, авторитету и репутации мы ближе к лидерам, учителям из Китая и Македонии. И больше среднего смещены в сторону сохранения старых укладов.Отсюда вывод: до самореализации, этого приоритета граждан с развитой экономикой и активным обществом, мы недотягиваем. У нас потребность в безопасности – личности, семьи, труда – все еще остается самой важной. Конечно, ценностный выбор граждан зависит от экономического положения страны. А школа влияет на формирование подростков сильнее, чем семья. Но не столько темами курсов, сколько моральными образцами, которые мы предъявляем.

Рейтинг@Mail.ru