ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Кому он нужен, этот сайт?
Риски и препятствия реализации принципов открытости в образовании названы и оценены
Летом Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по
развитию образования провела общественные слушания «Открытость
реальная/открытость формальная: актуальные проблемы информационной
открытости образовательных организаций, органов исполнительной власти,
осуществляющих управление в сфере образования».
Как можно понять, в виду имелась открытость виртуальная, она тоже
бывает как реальная, так и формальная. Сайты обсуждали, в общем...
Стихийно,
ситуативно, неприоритетно
Посыл такой: качественные изменения в образовании невозможны
без информационной открытости и прозрачности всех аспектов деятельности
образовательных организаций. Будет открытость – снизится коррупция,
повысится качество услуг, вырастет конкурентоспособность учреждения.
Но поскольку у самих учреждений потребности открыться и «опрозрачиться»
нет, в последнее время разработаны и приняты новые законодательные
акты, вынуждающие подотчетные образовательные организации и органы
управления образованием давать на сайте полную информацию о себе.
На слушаниях были озвучены результаты нескольких исследований
(мониторингов), проведенных Высшей школой экономики совместно с
агентствами «РИА Новости» и «Интерфакс».
Ярослав Кузьминов, председатель Комиссии по образованию ОП, говорил:
тема открытости образования обсуждается уже много лет, но пока не
появилось требование закона, она не реализовывалась (действительно, все
графики показывали рост на 50% по всем параметрам оценки сайтов,
начиная с их наличия).
Тем не менее речь в выступлениях шла об информационной неполноценности
сайтов школ. Устаревшие подходы к оформлению, а «поиск» ничего не ищет.
Это ладно, когда открытости не хватает компетентности. Очень много зон
сознательной закрытости. Нет информации о результатах реализации
проектов, об использовании бюджетных средств, ежегодный публичный
доклад не выставляют. Сервисы коммуникации и обратной связи,
электронные приемные в плачевном состоянии, хотя именно на идею
краутсорсинга (сбор мнений и коллективное формирование решений)
возлагаются большие надежды. Хоть голосование взять. Эффективная форма
опроса – а только на 12% школьных сайтов применяется. Но ведь еще важно
оповестить голосовавших о результате, а потом – о принятии решения! С
этим еще хуже, особенно на сайтах управлений.
Или проверки. Их проходит немало, но информации о них – какая проверка,
с какой целью, итоги проверки, результаты – на сайтах школ нет. Хотя,
по мнению Сергея Косарецкого, представлявшего один из мониторингов,
здесь прозрачность может сыграть положительную роль: полная картина
количества и качества проверок не оставит местное и профессиональное
сообщество равнодушным, повлияет на самих проверяющих.
Приоритеты и дефициты
Были перечислены также пожелания к сайтам. Библиотеки и
доступные ресурсы («или вам нечего поставить?»); возможности для
занятий спортом («многим просто нечем гордиться»); организация питания;
помещения и территория; платные услуги; портфолио школы («разве не
достаточно у вас наград и благодарностей?»); информация о выпускниках
школы («а то выпустили и забыли»); график контрольных работ –
внутренних и внешних; работа групп продленного дня; контакты психолога
и медработника; условия для детей с ограниченными возможностями;
изменения в расписании… освещать работу управляющего совета: размещать
портфолио родителей.
А еще хорошо бы это делать в формате, пригодном для сбора данных
машинным образом, а то исследователи замучились рыться на чужих сайтах,
где половина документов вордовские, к тому же не открываются.
Дефицит ресурсов для ведения и сопровождения сайтов был обозначен, и
вопрос о повышении квалификации в области веб-технологий и
информационной политики для ответственных за сайты был поставлен.
Дисбаланс целей создателей сайтов и проверяющих также был отмечен:
учреждение создает сайт, чтобы просто был, а мониторинг про то, что
можно узнать на сайте о работе школы. К такому повороту было готово
только 25% из 1280 просмотренных сайтов.
А вот вопрос о том, почему конкретные данные предпочитают скрывать,
неожиданно вывел разговор в культурную плоскость: традиционно мы страна
закрытых данных. Например, закрыты данные федеральной статистики по
отчетам ОШ-1, ОШ-2, а это огромный массив данных. Они не публикуются –
а зачем собирают, если никакой рефлексии провести нельзя? Косвенно это
и формирует нашу «отчетную» психологию: побыстрее сдать и сразу забыть.
А выставить такое на обозрение – стыдно. Но кому на ум придет серьезно
относиться к невероятному количеству требуемых отчетов? Если бы
проблему решали по формуле «лучше меньше, да лучше» – один разговор:
прозрачность не только обязательна, она еще и выгодна школе. Но в
реальности другое: еще больше проверок, одна из которых –
прозрачностью. Личностные и профессиональные риски растут, а стимул
продвижения новаций не меняется – с ножом к горлу.
«Стандартизируйте нас,
пожалуйста»
Ярослав Кузьминов настаивал: надо жестче регламентировать
форму подачи данных, на то должна быть воля министерства, хотя бы в
виде методического письма. Однако замминистра Александр Климов ничего
такого не пообещал, напротив, сказал: уже столько насоздавали
ассоциаций, объединений, организаций, что пора им брать на себя хоть
какую-то ответственность и хоть что-то решать. Хотя, конечно,
унифицированная форма подачи материала не помешает.
То есть логика у замминистра совсем другая: не спускать форму сверху, а
попросить сообщество ее выработать. Анатолий Федосов из
Санкт-Петербурга как раз о таком опыте и рассказал. В городе
традиционно проходят фестивали школьных сайтов, они служат площадкой
для обсуждения и выработки договоренностей. Это очень важно, потому что
одно дело – оценка (событие для многих травматичное), совсем другое –
возможность узнать, проговорить, получить помощь. Контроль контролем, а
понимание школой культуры образовательного процесса важнее. Так, он
рассказал о созданном хранилище детских проектов: возможность
обращаться к ним вновь и вновь не только продлевает им жизнь, но и
содержит дидактический потенциал. К тому же интересные проекты учеников
– знак хорошей работы самой школы.
В близкой позиции был Михаил Кушнир из «Лиги образования»: если сайты
нужны только для того, чтобы удовлетворить цифроманию начальников,
зачем называть это открытостью? Если это форма надзора, что удивляться
немотивированности школы? Он рассказал на примерах о том, как введение
обязаловки изменяет отношение к сайту с творческого на рутинное. Теперь
сайт для того, чтобы поскорее отплеваться информацией, да и закрыть
задачу. Теперь и сайт – чужая территория. А говорим об автономии школ.
Но тут, во-первых, выяснилось, что «автономия не главная цель
существования школы, она не на себя работает» (Ярослав Кузьминов), а
во-вторых, уже у многих школ есть сайты-спутники, это вроде как два
журнала: для себя и для государства. То есть способов превращения
педагогов в чиновников, которые помогают жить и работать
профессиональным чиновникам, открывается все больше.
Тем не менее многие из собравшихся были уверены: не дело, когда школа
сама решает, что выкладывать на сайт, как и какое, – «надо нас
стандартизировать, чтобы укрепить доверие к деятельности».
Увы, пассивный залог. Договариваться о нормах в сообществе все еще не
готовы. К человеческим усилиям не апеллируем.
И вот результат: выступавшие на слушаниях представители родительской
общественности (им дали слово под занавес) вопрошали: а какие у нас
есть права в построении образовательной траектории своего ребенка?
Допустим, по электронному дневнику родитель следит за успехами, может
подстраиваться в случае проблем, но выстраивать он ничего не может;
выбирать программы и учителей не может, а те параметры школьных сайтов,
которые тут перечисляли, ему не говорят о самом главном для него, об
учителе. Одно он точно знает, что чемпион по сбору грамот – это еще не
хороший учитель. А кто хороший, почему?
…Эти три часа слушаний давали понять, что ни учитель, ни родитель, ни
какой другой стейкхолдер образования, кроме государства, ничего решать
не может ни в школе, ни на сайте школы, ни на заседании Общественной
палаты.