Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Чканикова Александра

«Вместо Дня знаний еще один День Конституции?»

Формальная правительственная инициатива поставила перед учителями по-настоящему нетривиальную педагогическую задачу

Новый учебный год для наших школьников начинается с темы российского парламентаризма и двадцатилетия Конституции РФ. Учителям предстоит рассказать о главном документе страны так, чтобы не обмануть ни себя, ни учеников, а еще чтобы урок получился по-настоящему праздничный… 

Все лето учительские форумы пестрели ссылками на полезные презентации: сведения об истории российской Конституции, сценарии для небольших тематических ролевых игр, вопросы и задания к конкурсам… но беспокойства они не снимали. Не скучная ли тема для наших детей? Не очень ли далекая от их интересов и совсем не детская? Вот второклассники. Им что, статьи зачитывать? Да после такого урока дети на второй не захотят приходить!
Нет, никакого отклика у этой инициативы не было: «Вместо Дня знаний еще один День Конституции?» Зато вольно или невольно учителя сканировали общественную атмосферу: повсеместный скепсис! Все всех обвиняют! И что же – надо обманывать? Не детей, так себя? Ведь наша Конституция вовсе не великий документ, обязательный для чтения каждого, наоборот, лучше его не знать, а пользоваться фразой «такова жизнь» при каждом вопиющем случае произвола и беззакония. Ведь наша жизнь напрямую зависит вовсе не от того, что написано в Законе, а от того, что решит сегодня наш патрон. Уже и третьеклассник заявляет, что «незачем эту книжку читать, законы у нас не работают» (пишет учительница на форуме). То есть правовой нигилизм растворен в воздухе, и необходимость обращения к теме «Моя Конституция» вызывает одну тоску.
Однако урок, урок открытый, и паника и ирония неуместны. Значит, внутри себя надо согласиться, что урок, посвященный главному документу страны, конечно, необходим. Ситуация, когда в стране принято быть пассивным гражданином, не знающим закона и покорно ожидающим своей участи, – откровенно ненормальная. А дети в ней формируются: идут или не идут родители и значимые взрослые на выборы? Поддерживают или не поддерживают справедливый протест? Какую занимают позицию и как ее выражают? Среда формирует гражданское сознание, рождает интерес к знанию прав и обязанностей человека, к закону.
Сегодня очень важно именно знание, а не только гражданские чувства. Тонкий момент: в сознании людей стирается граница между обществом и государством. По данным социолога Александра Гофмана, политика поглощает социальность, порабощает волю людей. И надо уметь различать государство, закон, парламентаризм – и общество. Понимать, что государство, закон, парламентаризм – это не более чем производные от общества, его проекции. В них обществу необходимо смотреться, как в зеркало, и не забывать, что реальный субъект – это мы, общество.
Кто же научит такому пониманию, как не школьный учитель? Учитель, который проведет этот урок не как формальную повинность, а не упустит шанс сказать детям на свежую голову, быть может, самое главное: постараемся не краснеть, не спотыкаться, не малодушничать перед лицом несправедливости; будем по мере сил опираться на провозглашенные в Конституции законы человечности, а не на произвол отдельных личностей.

…Десять лет назад я была школьницей, на уроках обществознания детям разрешали провести пикет по всем правилам: санкционируя с властями, проинформировав всю школу, тщательно продумав и сформулировав претензию. У нас проводились открытые дебаты, голосования «за» или «против» карандашных двоек. Но не только. Нас выслушивали и по поводу смертной казни или выборности руководящих должностей. Но все это меркнет перед самым первым моим уроком обществознания.
Он начался с подарка. Каждый ученик получил тонкую белую книжицу, Конституцию Российской Федерации, купленную учителем в близлежащем книжном магазине за тридцать рублей. С одной просьбой: прочитать от начала до конца.
Тогда я поняла, что не только в детскую игру нельзя вклиниться, не узнав правил, но и во взрослую жизнь.

Рейтинг@Mail.ru