ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
«Вместо Дня знаний еще один День Конституции?»
Формальная правительственная инициатива поставила перед учителями по-настоящему нетривиальную педагогическую задачу
Новый учебный год для наших школьников начинается с темы
российского парламентаризма и двадцатилетия Конституции РФ. Учителям
предстоит рассказать о главном документе страны так, чтобы не обмануть
ни себя, ни учеников, а еще чтобы урок получился по-настоящему
праздничный…
Все лето учительские форумы пестрели ссылками на полезные
презентации: сведения об истории российской Конституции, сценарии для
небольших тематических ролевых игр, вопросы и задания к конкурсам… но
беспокойства они не снимали. Не скучная ли тема для наших детей? Не
очень ли далекая от их интересов и совсем не детская? Вот
второклассники. Им что, статьи зачитывать? Да после такого урока дети
на второй не захотят приходить!
Нет, никакого отклика у этой инициативы не было: «Вместо Дня знаний еще
один День Конституции?» Зато вольно или невольно учителя сканировали
общественную атмосферу: повсеместный скепсис! Все всех обвиняют! И что
же – надо обманывать? Не детей, так себя? Ведь наша Конституция вовсе
не великий документ, обязательный для чтения каждого, наоборот, лучше
его не знать, а пользоваться фразой «такова жизнь» при каждом вопиющем
случае произвола и беззакония. Ведь наша жизнь напрямую зависит вовсе
не от того, что написано в Законе, а от того, что решит сегодня наш
патрон. Уже и третьеклассник заявляет, что «незачем эту книжку читать,
законы у нас не работают» (пишет учительница на форуме). То есть
правовой нигилизм растворен в воздухе, и необходимость обращения к теме
«Моя Конституция» вызывает одну тоску.
Однако урок, урок открытый, и паника и ирония неуместны. Значит, внутри
себя надо согласиться, что урок, посвященный главному документу страны,
конечно, необходим. Ситуация, когда в стране принято быть пассивным
гражданином, не знающим закона и покорно ожидающим своей участи, –
откровенно ненормальная. А дети в ней формируются: идут или не идут
родители и значимые взрослые на выборы? Поддерживают или не
поддерживают справедливый протест? Какую занимают позицию и как ее
выражают? Среда формирует гражданское сознание, рождает интерес к
знанию прав и обязанностей человека, к закону.
Сегодня очень важно именно знание, а не только гражданские чувства.
Тонкий момент: в сознании людей стирается граница между обществом и
государством. По данным социолога Александра Гофмана, политика
поглощает социальность, порабощает волю людей. И надо уметь различать
государство, закон, парламентаризм – и общество. Понимать, что
государство, закон, парламентаризм – это не более чем производные от
общества, его проекции. В них обществу необходимо смотреться, как в
зеркало, и не забывать, что реальный субъект – это мы, общество.
Кто же научит такому пониманию, как не школьный учитель? Учитель,
который проведет этот урок не как формальную повинность, а не упустит
шанс сказать детям на свежую голову, быть может, самое главное:
постараемся не краснеть, не спотыкаться, не малодушничать перед лицом
несправедливости; будем по мере сил опираться на провозглашенные в
Конституции законы человечности, а не на произвол отдельных личностей.
…Десять лет назад я была школьницей, на уроках обществознания
детям разрешали провести пикет по всем правилам: санкционируя с
властями, проинформировав всю школу, тщательно продумав и сформулировав
претензию. У нас проводились открытые дебаты, голосования «за» или
«против» карандашных двоек. Но не только. Нас выслушивали и по поводу
смертной казни или выборности руководящих должностей. Но все это
меркнет перед самым первым моим уроком обществознания.
Он начался с подарка. Каждый ученик получил тонкую белую книжицу,
Конституцию Российской Федерации, купленную учителем в близлежащем
книжном магазине за тридцать рублей. С одной просьбой: прочитать от
начала до конца.
Тогда я поняла, что не только в детскую игру нельзя вклиниться, не
узнав правил, но и во взрослую жизнь.