Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Кожурина Людмила

За время школьных каникул...

С чем мы входим в новый учебный год

И снова – здравствуйте! Мы вместе, рады, обнадежены вашим вниманием. Первый рабочий номер начинаем с обзора летних сюжетов. Это уже не новости – скорее контексты предстоящих событий, быть может, новых смыслов. Некоторые темы получили подробное освещение уже в этом номере, так что вперед, дорогой читатель!

По инерции

Долго не сходила с уст тема ЕГЭ – министерство все же нашло человека, который на условиях анонимности дал мастер-класс воровства КИМов: http://video.yandex.ru/users/palva/view/11/#. Теперь никакого секрета о бизнесе по перехвату из архивов и обработке вариантов нет.

…Не успели дети получить сертификаты и сесть на поезд дальнего следования, понеслась дискуссия: это что же делается, хорошее образование они получили тут, а поехали туда! Ведь не вернутся – «на местах» ни рынка труда, ни нормальной социальной инфраструктуры. Что характерно, проблемы развития территории не обсуждаются. Дилемма другая: или надо учить их хуже, или запретить (усложнить) выезд из области.

…Еще про устройство наших голов: после автокатастрофы под Подольском, унесшей 20 жизней, власти приняли меры: поставили светофоры (часто), видеорегистраторы (много), а саму дорогу, что характерно, сузили. Ответ на все проблемы – запрет и наказание. Стимул-реакция, принцип собаки Павлова, рефлекторные действия. Они, как известно, вне контроля сознания.

…Ни на день не прекращалось разоблачение плагиата в диссертациях чиновников и депутатов. Настоящая война компроматов: ранее уличенный в плагиате депутат Владимир Бурматов публично объявил о якобы заведенном на Ливанова деле о хищении в МИСИСе 57 млн рублей, сюда же приплел Наталью Третьяк, но никаких документов не предъявил – да и зачем? Политика! Главное – слух пустить.

…Снова поднимался вопрос о защите светского образования. Повод – в селе Морозовка Воронежской области из праздничной программы Дня молодежи изъяли сказочных персонажей – Нептуна, русалок, водяных из-за несоответствия православным ценностям. «Танцы вокруг костра должны остаться в прошлом», – одобрил запрет протоиерей Всеволод Чаплин. Это знак возрастающей церковной власти, он беспокоит.

…В связи с реформой РАН проявило себя научное сообщество, и мы, наконец, узнали имена современных ученых, названия институтов РАН и даже темы, над которыми они работают. Ученые создали свой клуб «1 июля», начали читать публичные лекции, а историки быстро, враз написали приличную концепцию преподавания истории.

…Всероссийский конкурс на должность директора московской школы шел все лето: всего-то надо – «отправьте заявку и запишитесь на собеседование». И каждый четверг до конца августа в МЦКО шли квалификационные испытания кандидатов на должность руководителя ГОУ с зарплатой 100–150 тысяч рублей. Главный эффект – действующие директора это лето провели на подъеме, неподалеку от компьютера.

…Летом нас продолжали приучать к парадоксам без тени гениальности. С одной стороны – обязательное введение школьной одежды, которую вызвались пошить отечественные производители военной формы, с другой – слова премьера Медведева на встрече с министром образования: «Все школы должны быть со своим лицом... должны быть разными». С одной стороны – возвращение статуса инновационных площадок, легитимация экспериментальной работы, с другой – как раз умно работающие школы оказались в хвосте рейтингов оценки качества. И далее, далее.

Разного рода замены, перестановки, сокращения

Из-за утечек на ЕГЭ главу Рособрнадзора поменяли. Теперь это Сергей Кравцов, который до этого времени был директором Департамента управления программами и конкурсных процедур министерства.
Полномочия Рособрнадзора 1 сентября будут изменены в связи со вступлением в силу нового «Закона об образовании в РФ». Соответствующее постановление опубликовано на информационно-правовом портале «Гарант». Ведомство теперь не осуществляет госнадзор за соблюдением законодательства. Оно ведет мониторинг в системе образования, определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, организует формирование и ведение информационной системы госнадзора в сфере образования и некоторых федеральных информационных систем – реестр сведений о документах об образовании или квалификации, документах об обучении, федеральный реестр апостилей и реестр организаций с госаккредитацией.

…В начале июля в Санкт-Петербурге проходил Международный педагогический форум. Юбилейное, уже пятое по счету, общее собрание учителей – http://www.zavuch.info. Насущные проблемы: излишне зарегламентированный документооборот; отсутствие спортивных площадок и залов; вопрос разделения начальной, основной и старших школ не только формально, но и территориально, с предоставлением отдельных зданий; привлечение в школы мужчин-преподавателей; развал школ при «подушевом финансировании», борьба с «мертвыми душами». Раздражение вылилось в призыв: «Давайте ликвидируем районные отделы образования как промежуточный, лишний элемент в системе!»

Кстати, на этом форуме прозвучало последнее выступление Игоря Реморенко в статусе замминистра образования и науки. В июле он ушел с госслужбы (отдав ей 10 лет) и стал ректором Московского городского педагогического университета (МГПУ), где уже начал реализовывать амбициозные планы подготовки превосход­ных учителей. Формально – понижение, на деле – возможность сделать больше самому. На форуме он говорил: «Сейчас наступает тот этап, когда поиск разных решений и обобщений «снизу» очень важен для принятия государственных решений».

…Министр Ливанов разговаривал на «Эхо Москвы» с Алексеем Венедиктовым, и там было такое: темная сестра служения профессии – имитация… По формальным показателям имитаторы будут во многих случаях гораздо успешнее и эффективнее настоящих. Имитатор способен выдавать много, быстро, а также прекрасно защищать и отстаивать свои интересы, на что иногда не способны – а иногда этим пренебрегают – настоящие. Но как раз имитаторы под сокращение на основе формализованных критериев не попадут. Настоящим критерием может служить репутация в сообществе. Да, это так – но она еще никого не защитила. Как раз летом завершалось долгоиграющее выдворение директора знаменитого челябинского физматлицея №31 Александра Попова – вот уж кто работает «для редкого возраста, для людей горизонта» (его слова). Репутации – хоть отбавляй. И отбавили.

…В Казани, кто помнит, летом проходила всемирная Универсиада, и наша страна стала лидером молодежного спорта. Результат! Однако спортивные педагоги вопрошали: в какой мере результат отражает состояние студенческого спорта в стране? Кто ходил на финал каких-нибудь студенческих команд – хоть в футбол, хоть в баскетбол? Кто выстраивался вдоль берега Невы на гребные гонки, в которых рубились бы «восьмерки» СПбГУ и МГУ? Кто победил в университетской хоккейной лиге? Никто такого слыхом не слыхивал. Студенческий спорт в стране совершенно не развит, и наше первое место с десятикратным отрывом – вызов не только Америке с ее мощнейшей футбольно-баскетбольной университетской сетью, но и здравому смыслу. Зачем поднимать массовый спорт, если можно обойтись профессиональными спортсменами, числящимися студентами каких-то вузов? Изображать, а не работать взаправду – установка с самого верха.
Ну и как не сказать: 1 сентября 2013 года школ в стране стало на 700 меньше. В управленческой логике – хорошо.

Новые требования

В июле министерство обнародовало свои планы на пятилетку. Школьное образование в частности: к сентябрю 2016 года должна быть обеспечена возможность обучаться по «индивидуальным образовательным траекториям» для старшеклассников. По сути, это профильное обучение для старшеклассников, которое появится с введением ФГОС. Масштаб выбора курсов, учебных дисциплин и проектной деятельности должен повыситься. Еще одна цель: уменьшить соотношение образовательных результатов школьников в лучших и худших школах. Оно измеряется через отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами. В школах с плохим показателем качество образования будут наращивать. Каким образом? Предстоит узнать.

…С 1 сентября вступает в силу 582 Постановление правительства о новых правилах размещения информации на официальном сайте образовательной организации. Правил много, они тут: http://pravo.gov.ru/laws/acts/54/535650.html. Учителя отреагировали ожидаемо: «Создается немыслимое количество разномастных автоматизированных информационных систем, от которых пользы никакой, но они отнимают массу времени у педагогов. По закону на сайт надо выкладывать кучу всяких документов, неинтересных абсолютно всем ученикам, почти всем родителям, да и учителям проку мало. Зато высокие руководители получают возможность, не поднимаясь с кресла, знать всё, вплоть до того, где, когда и почем школа купила рулон туалетной бумаги и сколько таких рулонов купит через 3 года. А эту информацию кто-то должен заносить, она не освобождает от необходимости сдавать другие отчеты. Я, как учитель информатики, теперь очень востребован. Но было бы лучше, если бы востребованными ощущались знания учеников» (из интервью учителя школы № 415).

…Тут у нас как раз проходил саммит гештальт-психологов. Вот они полны оптимизма: детей не учат добру, с их эмоциями не считаются, их гонят на результат, и теперь у специалистов все больше и больше «интересных сложных» клиентов, причем из обеспеченных и статусных.

…И как-то тихо было по поводу «Закона об образовании РФ» – а ведь с 1 сентября он в силе. Те восемь месяцев от принятия – они на что ушли? А на инкорпорацию, встраивание нового в старое: 2 июля приняли Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в иные законодательные акты в связи с принятием закона “Об образовании в РФ» – закон об изменении закона. Ведь предстоит поменять все отраслевое законодательство. Подзаконных актов уже принято около 350, и это не финал. Как сориентироваться простому начальнику управления образования региона? Летом управленцев, конечно, обучали. Однако за полной разъяснительной поддержкой по вопросам внедрения законодательных новаций в сфере образования рекомендовали обращаться в Международный центр финансово-экономического развития, http://www.mcfr.ru/. Там создана справочно-экспертная online-система, содержащая акты в сфере образования и комментарии экспертов к задаваемым вопросам.

 «Вот главное, что нам требуется»

Слова о строжайшем учете и контроле всего и вся В.И.Ленин написал, конечно, не этим летом, а может, и вовсе не летом. Но в июле нам сообщили, что Россия впервые приняла участие в международном исследовании компетенций трудоспособного населения — PIAAС. Умеет ли трудоспособное население читать, считать, работать с информацией и при этом понимать содержание своей деятельности? Выборка 5000 человек из разных уголков и социальных групп страны показала: не особо. Однако налицо тенденция: обследования и разного рода замеры набирают обороты во всем мире. И если сегодня некоторые учителя стесняются сдавать ЕГЭ – мол, мы не дети – придется привыкать: дети не дети, но отношение ко всем, как к детям.

…Прошел также V Байкальский образовательный форум (БОФ) – http://www.eurekanet.ru/ewww/info/17800.html. Как можно понять, ключевой задачей педагогики теперь становится образовательная диагностика ученика и подготовка предложений по его образовательной навигации в мире разнообразных образовательных услуг. Эта педагогическая функция уже развивается, специальность тьютор есть в реестре. Этим летом тьюторы собирались под Одессой на свой «университет», сообщество, тут: https://www.facebook.com/groups/mta.tutor/ – никакой семинар не в состоянии обеспечить реальное разнообразие образования и свободу его участникам. Идея Михаила Кушнира: свобода в обмен на краткосрочный договор, соревновательность при заключении договора – почему нет? И вот за счет чего: «Необходимы независимые структуры проверки квалификации всех уровней – квалификационные центры. Если бизнес квалификационной оценки будет для этих организаций основным, они окажутся заинтересованы в достоверной оценке и разгрузят существующие кадровые службы от оценочных процедур: от достоверности будут зависеть их договоры и доходы» – полностью здесь, очень интересно: http://medwk.blogspot.ru/2013/05/blog-post_29.html.

С чем войти в классы

Все лето учителя, имеющие классное руководство, обсуждали, как подготовить первый урок наступающего учебного года. Урок на заданную тему: «20 лет Конституции РФ». Не поспоришь: надо, чтобы конституционная норма о равенстве всех перед законом была детям известна, ибо в повседневной жизни это не очевидно. Так, после приговора бывшему учителю Илье Фарберу в соцсетях много писали о том, что учителю или директору школы оказаться на скамье подсудимых очень просто: достаточно работать честно, пытаться сделать вместе с ребятами что-то действительно содержательное, сохранять чувство собственного достоинства и не увольняться, когда начальство настаивает.

 …В соцсетях бурно обсуждалась статья Кейта Кембла, профессора психологии Университета Джорджии, http://www.looo.ch/2013-05/850-millennials-the-me-me-me-generation. Это про современных детей, дерзких, нарциссичных миллениалов. Тема захватила людей именно летом, когда дети очень близко, их можно неспешно рассмотреть и прочувствовать. Милы. Позитивны. Неагрессивны. «Они не бунтуют, потому что не уважают власть… ищут новые пути решения вопросов… настойчивы и оптимистичны… у них нет лидеров, но они нуждаются в постоянном одобрении…Новый опыт важнее для них, чем материальные вещи. Они спокойны, сдержанны и не очень-то пассионарны. Они информированы, но неактивны. Они за бизнес. Они любят свои телефоны, но ненавидят по ним разговаривать» – и так далее. Главное – всё правда: обынтернеченный ребенок ведет себя так, как будто у его папы счет в швейцарском банке (несуетно, с достоинством), а нам кажется – ну, зарвались. Однако ценность поколения определяется тем, как оно справляется с вызовами, обрушивающимися на него. Соответственно и ценность нашего поколения: наш вызов – дети новой формации.

Рейтинг@Mail.ru