Емельянова Екатерина,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Дети другого полушария
Что знает о левшах человек, который привык к тому, что под
правшей подстроено все в нашем мире – от компьютерной мыши и автомобиля
до логики школьной программы? Не так уж много. Бытующие мифы гласят,
что левши нередко бывают талантливы, что их нельзя переучивать и что
ведущее полушарие у них правое…
Если же маленький левша становится учеником в вашем классе, то
окажется, что вопросов возникает значительно больше, чем ответов, и что
все не так, как мы думали. Ведущее полушарие не всегда правое, а само
левшество бывает смешанное и «чистое» (крайне редко, когда ведущие
у человека – левое ухо, нога, глаз и рука). Между прочим, по частоте
именно в этом порядке: среди смешанных левшей больше всего левоухих,
меньше всего леворуких.Учителя думают, что главные проблемы возникают с
письмом «не той» рукой. Но восприятие материала тоже зависит от того,
«в какое ухо влетело». Например, если в ведущее левое, то зачастую
ребенок воспринимает только эмоциональный настрой, тональность
учительской речи. А содержание – нет. Ведущий левый глаз передает мозгу
информацию сначала о правой части страницы, и ребенок начинает читать
задом наперед.
Чтобы избегать такого рода ошибок и разочарований, можно протестировать
ребенка по приведенной автором методике. И если исследование показало,
что вам действительно придется иметь дело с левшой, приготовьтесь к
испытаниям. Ведь образцовыми учениками подобные дети становятся редко –
из-за неаккуратности, склонности рассказывать небылицы, медлительности,
созерцательности. «Они очень разные, но их учебный потенциал велик...
Другое дело, что взрослые не всегда могут этот потенциал развить», –
пишет автор книги.
Педагог, принявший к сведению информацию об особенностях восприятия
ребенка-левши, способен помочь ученику компенсировать недостаточно
развитые функции за счет сильных сторон. Причем начинать придется не на
уровне трудностей с предметными умениями. Увеличение объемов обычных
заданий не принесет пользы. Проблемы, как правило, коренятся глубже,
в сферах пространственной ориентации, концентрации внимания, развития
фонематического слуха. Наладятся эти фундаментальные навыки – легче
пойдет дело и с усвоением текущего материала.
Как
определить левшество. Помогаем хорошо учиться
Москва
ООО «Издательство
"ЭКСМО"»
2010
Какие они ученики?
На первый взгляд это маленькие грязнули и лентяи. Их неважная
успеваемость, часто трактуемая преподавателями как умственная
несостоятельность, объясняется психологическими и педагогическими
факторами: они столь чувствительны, что в состоянии душевного
дискомфорта ни на что не способны. У этих детей так организован мозг,
что они по-особому воспринимают учебный материал.
Такие ученики крайне медлительны и тянут классные показатели
успеваемости вниз, особенно когда дело касается техники чтения,
скорости решения задач и безошибочного написания диктантов. Они
рассеянны и несобранны, неграмотно пишут, легко зачеркивая и небрежно
исправляя написанное, но при этом часто получают положительные оценки
за устные ответы, как правило, по тем предметам, которые преподают
творческие, способные увлечь детей преподаватели, излагающие материал
ярко, образно, использующие различные демонстрационные материалы и
дающие нестандартные задания.
В их тетрадях, в комнате, на рабочем столе – постоянный беспорядок. На
призыв «привести все в должный вид завтра же!» реагируют индифферентно.
Родителям нелегко ежедневно собирать в школу такого ученика, который,
натягивая брючки, пространно рассуждает о том, что его двигающаяся по
штанине нога «создает иллюзию акулы», и, не натянув их до конца, вдруг
замирает, задумавшись о тайнах подводного мира. Когда такой мыслитель
уходит в свой внутренний мир, он обычно не слышит обращенных к нему
вопросов, чем, естественно, раздражает окружающих.
Нередко они обманывают, причем мастерски, виртуозно, многоэтажно. Но
цель их вранья не поддается логике и не преследует личных интересов.
Егор, левшонок 8 лет от роду, поздний ребенок мамы-одиночки, однажды
заявил перед началом уроков, что вчера у него родилась сестренка и ей
нужны детские вещи, которые его мама не может купить. Дело было в
1990-е годы, в пору тотального дефицита, и такая просьба ни у кого не
вызвала удивления. Кроме учительницы, которая буквально на прошлой
неделе разговаривала с мамой Егора и что-то не замечала в ее фигуре
никаких изменений, свидетельствующих о скором пополнении семейства. Но
– всякое бывает. Дети приносили вещи своих младших братьев и сестер,
складывали в классе, кто-то даже предложил старую коляску и манеж.
Обман раскрылся, когда учительница позвонила маме Егора, чтобы
поздравить ее с новорожденной и договориться о способе и времени
передачи вещей. Егор и сам не мог объяснить, зачем он все это
придумал...
Склонность к фантазированию, умение выстроить целую историю на основе
одной детали, поразившей воображение, иногда ставит в тупик окружающих
взрослых. Родители восьмилетнего Саши, жалующиеся на его несобранность
и лживость, в недоумении передают рассказ сына о посещении
зоологического музея: «Там мамонтиха такая большая. Ее откопали в
ледниковый период. И мамонтенок. Мама мертвая, а он живой. Он заживо
заморозился у нее в животе. А теперь разморозился и ожил».
Мама мальчика, твердо знающая, что такого не может быть, спрашивает: «И
где же он там живет?»
«В вольере специальном. Там за ним женщина ухаживает, кандидат наук».
«Чем же он питается?» – задает каверзный вопрос папа, но у сына уже
готов ясный развернутый ответ: «Раньше ничего не ел. У них же там своя
пища была. А сейчас к яблокам начал приучаться».
Папа рязъярен: «Не ври! Этого не может быть, потому что не может быть
никогда!!!» Саша рыдает и сквозь всхлипы приводит последний весомый
аргумент: «Он мне хобот протягивал!»
Передавая эту историю слово в слово, мама заключает: «Он нас так
убедил, что мы в музей пошли, а там все сотрудники чуть со смеху не
померли».
Эта способность сочинять играет с левшами свои шутки во время
написания сочинений. Кого-то она уводит далеко от предложенной темы, и
вот вместо «Образа Базарова» перед учителем пространное, на пяти листах
описание того, что испытывал автор сочинения во время чтения романа
Тургенева, как его мучила жажда, как он не мог уснуть, пока не добрался
до последней трагической страницы и как плакал в конце. Кого-то это
лишает возможности спокойно и грамотно изложить текст, потому что
образы «затмевают» слова – их ведь надо еще найти, написать, а
«картинки» теснятся в мозгу, да и зачем слова, записанные ровными
строчками в тетрадке, когда и так все ясно. Самому казалось – так
здорово все написал, а в тетрадке под двумя листами каракулей,
зачеркиваний, недописанных слов, включений между строчками – жирная
«пара» и гневный отзыв учителя: «Это бред!!!» А вот если сочинение
дается на свободную тему и хватит сил, тормозя порывы, оформить все в
более или менее надлежащем виде, может получиться настоящее
произведение искусства.
Света, 10 лет. Тема: «История предмета – пуговка».
«Жила-была пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда
она оторвалась, ее пришили назад почему-то черными нитками. Она
обиделась и решила оторваться навсегда. Повертелась, покрутилась на
тоненькой ножке, ниточка перетерлась, упала пуговка и потерялась...
Сначала она закатилась в темную щель пола и испугалась, что не
выберется никогда, а потом, когда ей это удалось, она вытерла слезы и
пошла путешествовать по свету...»
Далее подробно описаны приключения пуговки в водопроводном люке, на
куртке пожарника и прочее. Чем не Андерсен?
Сочинение оценено: «5» за содержание и «2» за грамотность, что вполне
справедливо – ошибок в нем не счесть.
Ученики-левши могут иметь и пятерки по русскому языку – не
зная ни одного правила и опираясь только на свою интуицию, они способны
прекрасно писать диктанты. А могут и не писать... Они способны хуже
всех сдать технику чтения и навлечь на учителя гнев руководства, но тот
же «не способный к чтению» в соответствии с нормативами может на
каком-нибудь уроке математики, забыв обо всем, читать под партой
«Незнайку на Луне» или «Денискины рассказы», с шумом переворачивая
страницу за странице.
Они могут выкрикивать ответ к задачке, условие которой еще не записано
на доске, а только прочитано учителем. И не сделать на контрольной ни
одного задания, засмотревшись на ворону за окном, которая, кажется,
примерзла к ветке. Они могут решить уравнение таким запутанным и
сложным путем, от которого у учителя волосы на голове дыбом встанут, но
результат-то будет правильным! Левшонок может никак не понимать, что
такое проценты, и вдруг в конце учебного года блестяще решить задачку
на эту тему – дошло! На лабораторной по химии, вместо того чтобы
смешивать предложенные компоненты для получения нужного результата,
такой ребенок может соединить невесть что с невесть чем, и хорошо, если
это закончится распространением неприятного запаха по кабинету, а не
взрывом и порчей имущества.
На физике левшонок может «показывать в лицах» решение задачи на
равномерное движение, потому что скучные формулы и условные единицы
для него не несут никакой информации.
Экономическая география с ее цифрами, количеством запасов полезных
ископаемых – не для таких детей, но экономика может очень увлечь, а уж
спрогнозировать экономическое будущее даже реального государства
такой ученик сможет не хуже любого учителя. Они могут на уроке замучить
преподавателя въедливыми дурацкими вопросами, а могут индифферентно
сидеть за последней партой и заниматься своим делом даже на годовой
контрольной.
Левшата могут быть любимчиками у одного преподавателя и вызывать
нескрываемую ненависть у другого. Они очень разные, но их учебный
потенциал велик, в этом не может быть сомнения. Другое дело, что
взрослые не всегда могут этот потенциал развить, насытить, направить «в
мирное русло», поэтому оценки левшей редко бывают высокими.
Этот «бессознательный интеллект», свойственный правополушарным левшам,
и делает их «трудными» в нашей школе, которая ориентирует учеников на
сознательное освоение наук.
Скажем так – вопрос о том, хорошими или плохими учениками являются
левши, остается открытым. В нашей науке (ни в педагогике, ни в
психологии) нет конкретных и точных данных, свидетельствующих о том,
какой процент левшей является отличниками, а какой – двоечниками. Так
же как и о том, как эти данные коррелируют с количеством успевающих и
отстающих правшей.
Возможно, для такого исследования еще не пришло время. Наблюдения
показывают, что среди левшей мальчиков гораздо чаще встречаются те,
которые обладают высоким уровнем IQ и при этом учатся «средненько»,
неровно. В двоечниках же ходят как правши, так и левши в равной
степени. А вот среди левшей девочек ярче выражена полярность, то есть
имеются или круглые отличницы и умницы, или типичные двоечницы.
В том, что ребенок манипулирует левой рукой, нет ничего страшного, но
нельзя не учитывать в процессе обучения особенностей развития такой
личности. Иногда леворукость не является очевидной.
Родители будут убеждать специалиста, что их ребенок – правша. Только
зубы он чистит левой рукой. А еще, задумавшись, может взять ложку не в
ту руку. Но пишет-то он правой! В таких случаях речь скорее всего идет
о переучивании, которое самым печальным образом сказывается на
владении языком. Ведь даже манипулируя правой рукой, человек все равно
остается левшой – такая у него мозговая организация, изменить которую
не дано никому
Специальные тестовые задания для первоклассников
Для выявления ведущей руки в младшем школьном возрасте детям
предлагаются специальные тестовые задания, в ходе выполнения которых
каждый ребенок производит следующие простейшие действия: открывает
коробочку, банку с завинчивающейся крышкой, развязывает узелок,
протирает доску тряпкой, поднимает с пола предмет. Активные действия
при выполнении данных заданий ребенок будет производить ведущей рукой.
На основании этого и будет сделан вывод о том, является он леворуким
или праворуким.
Для установления доминантной руки у детей старшего и среднего возраста
предлагаются классические тесты, которые приводятся ниже.
Переплетение
пальцев рук. При выполнении задания на переплетение
пальцев рук у ребенка сверху всегда оказывается большой палец ведущей
руки. Если попросить его изменить положение переплетенных пальцев на
противоположное, то это потребует времени на обдумывание, а само
исполнение вызовет ощущение неудобства.
Скрещивание
рук (поза Наполеона). При выполнении задания на
скрещивание рук у детей кисть ведущей руки первой направляется на
предплечье другой руки и оказывается на нем сверху.
Аплодирование.
При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, она
совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Считается, что этот
тест имеет большую, чем другие пробы, информационную ценность.
Тест на
завод часов. Во время завода часов ведущая рука выполняет
активные, точно дозируемые движения, а неведущая фиксирует корпус
часов.
Проведение
вертикальных линий. Детям старше 11 лет предлагается
провести вертикальные линии на расстоянии 1–1,5 см друг от друга
сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных правой
рукой, у праворуких на 29% больше, чем проведенных левой. Леворукие
больше линий проводят левой рукой.
Десять волшебных принципов
Труднее всего детям-левшам освоить систему грамматических
правил родного языка и применять ее в письменной практике. В процессе
многолетней работы с такими учениками выработались некоторые принципы,
следуя которым, можно так организовать обучение, что оно будет
результативным и радостным как для ребенка, так и для взрослого. Мы
не претендуем на «открытие Америки» и будем только рады, если,
ознакомившись с 10 волшебными принципами, кто-то скажет: «Я это знаю и
делаю давным-давно». Итак:
принцип
благожелательности. Никаких осуждений и строгих взглядов.
Если ребенок заслуживает похвалы, то его лучше перехвалить, чем
недохвалить. Если он допускает ошибки, увиливает от трудных заданий –
втолковать и объяснить, что, как, зачем и почему делается;
принцип
смены ролей. Не стоит бояться время от времени передавать
ребенку функцию учителя. Пусть он тоже что-то объяснит, покажет, научит;
принцип
«антизанудности». Содержание всех текстов должно быть
забавным, веселым или нести полезную информацию. Приветствуются
абсурдные и даже бессмысленные «сочинялки»;
принцип
«поэтических приоритетов». Работать предпочтительнее со
стихотворными текстами. Они короткие, веселые, ритмичные, образные,
полны метафор и иносказаний;
принцип
«лучше меньше...». Все задания должны быть очень
небольшими по объему, чтобы они не стали монотонными, скучными и не
успели превратиться в наказание;
принцип
переключений. На занятии должна постоянно происходить
смена видов деятельности: списывание по образцу, перебрасывание
мячика, диктовка, шифровка, рисование, устное сочинение, болтовня,
работа руками (упражнения для тренировки мелкой моторики обеих рук),
игра, разгадывание кроссвордов, дыхательные упражнения;
принцип
предварительной настройки. Настройка на новый вид
деятельности происходит посредством активизации зрительных, слуховых
или тактильных зон («муха», слежение глазами за подвижным объектом для
включения в работу глаз; распутывание или запутывание веревочки,
«волшебный мешочек» – для активизации пальчиков; «стуки», «звуковые
шифры» – для активизации слуха и т.п.);
принцип
материальной заинтересованности. Мы не ставим оценок, но
успех ребенка должен быть материально подкреплен: конфета, банан,
карандаш, блокнот для записи умных мыслей, книга, переводная картинка,
наклейка, грамота, благодарственное письмо, медаль (хотя бы и
шоколадная) – вариантов много;
принцип
«умей слушать». К монологу ребенка на любую тему следует
относиться максимально внимательно и заинтересованно. Даже если это
далеко уводит от темы занятия и отнимает уйму времени. Придать
динамики, ввести в нужное русло, помочь вовремя закончить выступление –
да, но никогда не прерывать;
принцип
«мы с тобой одной крови». Я не оцениваю твоих умений, не
ищу твоих ошибок, не смеюсь над твоими бедами. Я тебе помогаю! Ведь «Мы
с тобой одной крови!».
Зная, в какой
сфере ребенок-левша наиболее «слаб», работу с ним начинаем с укрепления
этих сфер, так как без более-менее ясного представления о пространстве,
без умения концентрировать свое внимание, без развитого фонематического
слуха мы вряд ли достигнем желаемого результата. Однако параллельно с
этой работой формируем и тренируем те навыки и умения, которые
приходится использовать каждый день на уроках русского языка.
Упражнения для развития
пространственных представлений и концентрации внимания
Казалось бы, как ориентация в пространстве может быть связана с уровнем
грамотности? Очень тесно. В фонетике мы говорим о тех случаях, когда
буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука, указывая на их пространственное
положение по отношению к другим буквам: в начале слова, перед
согласными, перед «ь» и «ъ». Изучая словообразование, даем определение
приставки и суффикса как значимых частей слова, находящихся до или
после корня. Правило употребления «ъ» наиболее сложно для детей с
пространственными трудностями, потому что оно охватывает сразу два
топографических понятия: после приставки на согласный (а что такое
приставка?) и перед корнем на я, ю, е, ё. Правописание некоторых корней
с чередованием гласных зависит от суффикса «а», искать который нужно
после корня.
Проблема в том, что то, что учителю-правше кажется абсолютно простым и
ясным, «темный лес» для ученика-левши.
«Муха».
Известный всем психологам тренажер, помогающий освоить пространство,
очень прост. На листе бумаги рисуем «клетку», в ней 9 окошечек – 3 на
3, как для игры в «крестики-нолики». В этой клетке живет воображаемая,
виртуальная муха, которая может передвигаться по команде ведущего из
одного окошечка в другое вверх, вниз, вправо или влево. Иногда мухе
дается «неправильная» команда, в результате чего она «вылетает» за
пределы клетки, вот тут-то игрок должен хлопнуть в ладоши так громко,
чтобы муха вернулась в клетку. Свой полет муха всегда начинает из
центрального окошечка. Мух можно ловить как с открытыми, так и с
закрытыми глазами. Количество окошечек можно увеличивать. И обязательно
применять принцип «смены ролей» и «материального вознаграждения». Если
скучно ловить мух, можно устроить охоту на птеродактилей.
«Спрячь
вещицу». Для этого упражнения-игры требуются две
одинаковые простейшие схемы комнаты. Одна у ребенка, другая у
взрослого. Они договариваются, какой предмет будут прятать. Ну,
например, чемодан с деньгами. На своей схеме каждый ставит крестик там,
где мысленно спрятал предмет. Причем его противник не должен видеть
этот крестик. Затем ребенок «руководит» продвижением взрослого от входа
в комнату до места, где «спрятан» предмет. Например, «налево, у дивана
повернуть направо, прямо до стола, под столом». Потом взрослый
командует продвижением ребенка. Сначала команды будут простейшими, но
важно, чтобы они были пространственно правильными и вели к цели.
Упражнения для развития
фонетико-фонематического слуха
«Звуковые
парочки». В эту игру можно играть с мячом и без мяча,
просто сидя или стоя друг напротив друга. Взрослый называет пару
похожих по звучанию слов и кидает мяч, ребенок ловит мяч, говорит, чем
слова друг от друга отличаются, и кидает мяч взрослому. Например,
«белка–булка», «шар–шарф», «полка–пилка». Потом взрослый и ребенок
меняются ролями: ребенок произносит пары слов, взрослый объясняет их
отличие.
«Тихий
диктант». Это обычный диктант небольшого объема (1–2
четверостишия), но продиктованный шепотом.
«Словесные
цепочки». Эта игра очень полезна для тех детей, которые не
дописывают окончания слов, пишут слова задом наперед, переставляют
буквы местами. Играть в нее веселее с мячом. Игроки перекидывают друг
другу мяч, называя слова так, чтобы их первыми буквами были две
последние буквы предыдущего слова. Например: слива – вагон – ондатра –
радуга – галеты – тыква – вареник – икра – радость и т. д. Выигрывает
тот, кто назвал слово последним.
«Хитрые
шифровки». Ребенку диктуются слова, которые он записывает
не буквами, а точками, причем в столбик (при записи в строчку трудно
отделить одно слово от другого). Таким образом можно «отучить» от
пропуска букв, нацелив на звуко-буквенный анализ слова до его написания.
Это упражнение можно чуть усложнить, если попросить какую-то
определенную букву обозначать точкой красного, синего или зеленого
цвета. Еще более сложным будет задание, в котором требуется обозначать
разными цветами сразу две буквы. Можно поступить иначе. Сначала
«записать» слово точками, потом взрослый повторно диктует слова в том
же порядке и просит отмечать ярким фломастером какую-либо букву.
Можно использовать еще один вариант, он особенно хорош для тех, кто
имеет склонность к недописыванию слова. Диктуемое слово также
«записывается» точками, но две его последние буквы пишутся полностью.
.