Почему они не хотят учиться?
Какие трудности ребенка больше всего тревожат родителей и
учителей? По каким признакам они понимают, что пора принимать меры
и обращаться к специалистам? Так или иначе большинство этих признаков
сводится к слабой успеваемости и плохому поведению. Ребенка начинают
тестировать, обследовать, нагружать дополнительными занятиями.
Иногда меры оказываются действенными. Но в некоторых случаях родители и
педагоги убеждены, что ученик, погрязший в тройках, легко мог бы стать
отличником – если бы применял свои незаурядные способности, старался,
не ленился и соответствовал общепринятым правилам.
Но он не применяет, не старается и не соответствует... за что регулярно
бывает наказан, потому что взрослые исчерпали все возможные способы
убеждения. И им правда очень обидно, что такая светлая голова досталась
такому лентяю.
Между тем Екатерина Мурашова предлагает отчаявшимся учителям
и родителям подумать о том, почему способный ребенок категорически не
хочет учиться... Ничего не доводит до конца... Его ничто не увлекает,
кроме откровенно пустых развлечений...
Нет ли в этом отчасти и нашей вины? Не мы ли ежедневно нагружаем его
заданиями – выучить, законспектировать, решить, переписать, не давая
себе труда объяснить, зачем это нужно. Не социум ли наглядно
демонстрирует, что на пути к успешности образование – «пятое колесо
в телеге» (не верите – включите телевизор). Разве не родители, вечно
недовольные отметками, пилят и укоризненно приводят в пример
соседа-отличника, так что школа вызывает лишь негативные ассоциации.
Впрочем, эти реалии детской жизни знакомы не только талантливым. Просто
на их примере лучше видно, как легко замечательные природные данные
угасают, не подкрепленные познавательным интересом.
Больше того, автор считает, что «сильно выраженные способности иногда
даже мешают». И предлагает учителям с помощью специально организованной
педагогической деятельности превратить одаренность в ресурс,
как и произошло с героем книги Валерой, «способным, но ленивым».
Психологические проблемы ваших
детей
Екатеринбург
Издательство
«У-Фактория»
2004
– Представляете, он в три
года сам, по кубикам, выучил все буквы. Знал все цвета. Стихи мог
читать час подряд без остановки. Все знакомые удивлялись. Один раз ему
прочтешь – он уже половину запомнит. И книжки любимые так
«читал». Если я пыталась где-то сократить, он тут же говорил: «Нет, не
так!» – и поправлял, как надо. Я иногда даже удивлялась, зачем ему
вообще надо, чтобы я их читала, если он все наизусть знает.
Когда пошли в школу поступать, нас все предупреждали: чтобы в эту
школу поступить, нужен блат или деньги. А мы пришли просто так, на
тестирование. Я его готовила, конечно, и в группу по подготовке к
школе он ходил. Но это, я вам честно скажу, так себе была группа. Все,
что там проходили, он и так знал. Он там на занятиях скучал, а
преподавательница говорила: «Да, Валера все знает, но я же не могу его
одного все время спрашивать». Он туда ходил только чтобы с ребятами
поиграть... Так вот, пришли мы на тестирование. Письменный тур он
прошел на ура, и на устном такие же сложные вопросы были, но
учительница, которая принимала, только головой качала: «Какой способный
ребенок! Какой развитый!»
– Вы пришли ко мне, чтобы узнать, как лучше развивать одаренного
ребенка? – Я решилась вмешаться в монолог, потому что ситуация была для
меня не слишком ясной. К чему прислушиваться? На чем останавливать
внимание? – Но в вашей сильной школе наверняка есть психолог. Он сможет
дать вам более квалифицированную, педагогически ориентированную
консультацию. Или есть что-то еще? У Валеры появились проблемы со
здоровьем?
– Тьфу! Тьфу! Тьфу! – Мама истово постучала костяшками пальцев по
ручке кресла. – Со здоровьем у нас все в порядке.
– Тогда что же привело вас ко мне?
– Он не хочет учиться! Представляете?! С его-то способностями!
Учительница сказала: «Либо ваш Валера берется за ум, либо ищите другую
школу».
– Но может быть, вы преувеличиваете способности сына и ему
действительно трудно учиться по этой наверняка усложненной и усиленной
программе. Вундеркинды-дошкольники далеко не всегда превращаются в
хороших учеников...
– Да нет, доктор, вы мне поверьте! Он же в первых двух классах вообще
отличником был. И учиться ему совсем нетрудно! Если бы он хоть как-то
работал, ему эта программа – тьфу! И он же во всем так! В прошлом году
пошли в музыкальную школу. Поступили по конкурсу, опять же без всякого
блата. Вроде бы сам захотел. Первые три месяца учительница нахвалиться
не могла. А еще через полгода все бросил. Не пойду и все. Понимаете, у
меня такое ощущение, что он не развивается, а деградирует. Раньше
много читал, теперь почти не читает совсем. Целыми днями может смотреть
телевизор или на компьютере играть. А ведь были еще карате, волейбол,
даже бальные танцы... Все бросил.
– Но почему? Чем сам Валера объясняет свой отказ?
– Да ничем не объясняет! Надоело и все! Мы уж с отцом изошли на всякие
там объяснения и поучения – ничего не помогает.
– Вероятно, мне нужно встретиться с самим Валерой. В каком он сейчас
классе?
– Заканчивает шестой.
Валера оказался миловидным контактным мальчиком с тонкими чертами лица
и изящными движениями. Он охотно рассказывал о школе и о семье, легко,
почти незаметно подшучивая и над собой, и над окружающими его людьми.
О каждом он говорил что-то хорошее, что-то смешное и обязательно
упоминал что-то из недостатков. Например, о классной руководительнице
он рассказал, что она заслуженный учитель, ведет очень интересный
факультатив для старшеклассников, совершенно не выносит, когда ей
возражают, и на уроках все время повторяет: «Надо думать головой», –
как будто люди могут думать еще каким-нибудь местом.
Когда я спросила Валеру, чем он объясняет ту ситуацию, которая
сложилась у него в школе, мальчик кокетливо засмеялся и сказал:
– Такой уж я есть. «Способный, но ленивый» – так наша учительница
говорит.
– А ты-то сам что думаешь по этому поводу?
– Не зна-аю.
– Но ведь тебе придется поменять школу, расстаться с друзьями...
– Не зна-аю, может быть, как-нибудь обойдется... Я подтянусь...
– А кружки, в которых ты начинал заниматься и бросал? Что это?
– Ну, мне сначала было везде интересно, а потом на каждом занятии –
одно и то же, одно и то же. Скучно!
– А что интересно?
– Ну, интересно гулять, – оживляется Валера. – Боевики по телику
интересно смотреть. На компьютере играть. Еще интересно куда-нибудь
ездить, путешествовать. Я экскурсии люблю. У нас в школе они часто
бывают. В музеи ходить. Энциклопедии бывают очень интересные. И еще
много всего!
Парадоксальная вроде бы ситуация. Мальчик, явно одаренный от природы.
Вполне приличные условия в семье и условия обучения (это подтверждают
и мама, и сам Валера). Ему интересно «много всего». И у него же не
складывается учеба в школе и не формируются устойчивые познавательные
интересы. Почему?
Как ни странно это прозвучит для людей старше тридцати, но сегодняшние
дети часто не хотят учиться по очень простой причине: они совершенно не
знают, для чего это нужно.
Наши дети не такие, какими были мы. Это банальная истина, но в быту
она часто забывается. Наши дети больше отличаются от нас, чем мы
отличались от своих родителей. Ближайшая параллель – поколение первых
пионеров и их родителей. Они живут в другой стране, в городе с другим
названием и при другом общественном строе. Аргументы, которые как-то
затрагивали нас, до них часто попросту не доходят. Пятнадцать –
двадцать лет назад туманное понятие какого-то «долга» (не то перед
страной, не то перед будущими поколениями, не то вообще непонятно перед
кем) было тем не менее вполне действенной реальностью. Отец говорил
сыну:
– Подумаешь, учиться он не хочет. Должен и все! Вот я, думаешь, хочу
каждый день в полшестого вставать и на завод идти?! Однако иду. Потому
что должен. А ты должен учиться.
И за этим парадоксальным в общем-то утверждением и для отца, и для
сына стояла какая-то реальность. Сын, наблюдая жизнь отца и окружающих
его людей, смутно понимал, о чем идет речь, и по крайней мере не
отбрасывал объяснения отца, что называется, «с порога».
Для сегодняшних детей объявление о том, что они должны учиться, –
пустой звук. Довольно сомнительны и заявления о том, что только учась
можно хорошо устроиться в жизни. Наши дети вовсе не глупы и каждый
день видят людей, которые если и учились чему-нибудь хорошо, то явно
делали это отнюдь не в школе. И тем не менее эти люди прекрасно
(зачастую гораздо лучше, чем ратующие за образование родители)
устроены в жизни. К тому же дети, особенно младше 14 лет, в
большинстве своем не очень способны к прогностическому мышлению.
Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да
еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для
их разума.
Так что же делать? Единственный выход – каждый день при каждом удобном
случае показывать детям, что знания, образование делают жизнь человека
интересней, наполненней, расширяют границы доступного ему мира.
Доступного не в плане «взять и съесть», а в плане «понять». И это
понимание (и в конечном счете – управление) может доставлять не
меньшее, а зачастую и большее удовлетворение, чем прямое обладание.
Объяснять нужно на доступных ребенку примерах. Сейчас не многие дети
хотят стать космонавтами, но многие мечтают о бизнесе. Большинство из
них абсолютно не представляют себе, что это такое. Объясните им.
Сумейте доказать, что бизнес – это в первую очередь правильное
понимание ситуации и поступков людей, а во вторую – управление всем
этим в интересах дела. Сообщите им о том, что существует специальная
наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут,
никакой бизнес без применения этой науки будет попросту невозможен,
как невозможно полететь в космос, не используя достижений математики и
физики.
Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные и даже
одаренные дети, – это отсутствие интереса к учебе. Им попросту
неинтересно, и никакие убеждения и угрозы здесь не помогут.
Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) –
подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка.
Вернется интерес к учебе – вернется и успеваемость.
Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних
классах (5–8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на
роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других.
Ребенок попал между двумя «группировками», не может определить свою
позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время
оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел
новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время
перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных
играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие подначки, попытки
вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом
отпущения и как следствие этого – не может хорошо учиться, не хочет
идти в школу.
Эти и многие другие ситуации объединяет одно – неумение ребенка
наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его
социального функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично,
оно происходит оттого, что ребенок живет в постоянном напряжении и
постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать
причины конфликтов ребенка с одноклассниками и обратиться к
специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в
других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно
опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например, ребенок
прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку
всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе – это
всегда преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно
главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно
обвинить его самого.
Иногда причиной учебы ниже возможностей или даже неуспеваемости
является несформированность познавательных интересов ребенка. Такие
дети, как правило, растут в неполных или социально неблагополучных
семьях, с самых ранних лет предоставлены самим себе. Способности такого
ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень
узка, лежит в пределах двора или квартала, где он общается с такими же,
как он, «детьми улицы», разумеется, ничем не обогащаясь от них и ничем
не обогащая их, кроме навыков практического выживания. Иногда такие
дети производят очень приятное впечатление своей самостоятельностью и
смышленостью, но будущее их, как правило, рисуется отнюдь не в
радужных красках. Несмотря на вполне удовлетворительные способности, в
начальной школе они, как правило, числятся в отстающих. В средней школе
им может повезти. Это произойдет в том случае, если на их пути
встретится талантливый педагог, который сумеет передать такому ребенку
свою любовь и свой интерес к какому-либо предмету, пробудив тем самым
«дремлющие» возможности детского мозга. Совершенно необязательно, что
жизнь ребенка впоследствии будет связана с химией или ботаникой, но
мозг уже начал работать, и начался процесс формирования познавательных
интересов, пищу для которого можно отыскать практически везде. Все мы
слышали, а больше читали о таких случаях. К сожалению, в жизни они
встречаются крайне редко.
Что нужно делать, чтобы воспитать в ребенке ненависть
к школе и отвращение к знаниям?
Большинству читателей уже,
должно быть, до оскомины надоели полезные советы, раздаваемые по любому
поводу. Поэтому попробуем для разнообразия давать советы вредные. Итак,
что же нужно делать, чтобы уверенно и наверняка воспитать у ребенка
стойкую ненависть к школе и не менее стойкое отвращение к процессу
получения знаний?
Совет первый.
Чаще говорите ребенку о том, что он должен учиться в любом случае,
несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает.
Постоянно приводите примеры людей, которые всю свою школьную жизнь
ненавидели школу, а потом добились больших успехов благодаря
полученным там знаниям.
Совет
второй. Выберите какого-нибудь ребенка, сверстника вашего
сына (или дочери), который учится лучше и к которому ваш ребенок уже
испытывает стойкую антипатию (это может быть сосед, одноклассник или
дочь вашей подруги). Регулярно и подробно рассказывайте вашему ребенку
об успехах этого персонажа, о том, как она (он) прекрасно учится,
занимается в художественной (музыкальной, математической,
астрономической или кулинарной) школе, помогает матери по дому, уважает
старших, играет с маленьким братишкой и т.д. и т.п. В ответ на попытки
вашего ребенка заставить вас замолчать уверенно произносите
какую-нибудь емкую, ехидную фразу типа: «Вот! Правда-то глаза колет!»
Совет
третий. Чаще говорите ребенку о его недостатках, по
возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими
определениями типа «лентяй», «негодяй», «безмозглый», «безрукий». Если
у ребенка плохая память, недостаточно развито внимание или плохо с
абстрактным мышлением, не забудьте об этом упомянуть. Необходимо также
почаще говорить ребенку о том, что все эти качества останутся с ним
навсегда, так как он «абсолютно не работает над собой», «ленится
оторвать зад от дивана» и т.д.
Совет
четвертый. Обязательно скажите ребенку о том, что с таким,
как он (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым,
трусливым и т.д. – см. Совет третий), никто никогда не будет дружить.
Если ребенок возразит вам в том духе, что с ним уже дружат Катя и
Вася, презрительно поднимите брови и патетически воскликните: «Разве
это дружба?! Вот в наше время...» Договаривать фразу не надо, чтобы
идеальную картину дружбы в «ваше время» ребенок мог достроить сам. Хотя
обязательно надо упомянуть о том, что в ваше время заболевшим
одноклассникам всегда приносили на дом уроки (у теперешних детей это
почему-то не принято). Пусть ребенок, которому приходится узнавать
уроки по телефону, осознает неполноценность собственных отношений с
одноклассниками.
Совет
пятый. Очень хорошо в присутствии ребенка поругать его
учителей и школу в целом. Можно организовать это как рассказ подруге по
телефону или как беседу с соседкой, или просто громко поделиться
наболевшим с мужем, пока последний ужинает, читает газету или смотрит
телевизор. Только для вас самые удачные аргументы из моей коллекции:
«Думает только о себе, а на детей ей наплевать», «Все только за деньги,
как бы ребенок ни старался, но если родители не спонсоры...», «В наше
время детей учили, а теперь просто время отбывают», «Если уж она кого
невзлюбила, то он хоть головой об стенку бейся... все равно ничего не
докажешь», «Самая плохая школа в районе – все так говорят. Кроме как в
ПТУ из нее пути никуда нет. Кроме тех, конечно, кто в криминал уходит и
в школы для умственно отсталых...», «Говорили, говорили про
экспериментальную программу, а на деле очередной "пшик" получился. Ни
тебе основного образования, ни тебе дополнительного...», «Престижная
гимназия, престижная гимназия... Перегружают детей да щеки дуют, вот и
вся престижность. А дети все сплошь бледные, больные да нервные. Да еще
и выясняют с первого класса, у кого папа на "Жигулях", а у кого – на
"Мерседесе"». Я думаю, что на основе этих заготовок вы вполне сможете
сформулировать достаточное количество оригинальных суждений, наиболее
адекватных учебному заведению вашего ребенка и педагогам, которые его
обучают.
Совет
шестой. Часто и со вкусом рассказывайте ребенку, какая
ужасная судьба его ждет, если он не будет хорошо учиться. Обязательно
упоминайте о криминальных «шестерках», проститутках, алкоголиках,
продавцах с лотков и «дубоголовых» охранниках. Чаще приводите в пример
родителей, то есть себя. Если вы преуспели в жизни, то это только
потому, что десять лет смотрели в рот учительнице. Если же вы или ваш
супруг (супруга) считаете себя неудачниками, то поясните ребенку, что
учись вы в школе чуть получше – давно бы уже стали космонавтами или
банкирами (в зависимости от ваших пристрастий и идеалов). А можно (для
гармонии) так: папа – космонавтом, а мама – банкиром. Честное слово,
ваш ребенок получит истинное удовольствие.
Чем могут «помочь» в этом деле сама школа и специалисты?
Основная роль в деле
выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит, несомненно, семье,
но вместе с тем нельзя отрицать, что и сама школа и специалисты могут
оказать родителям существенную «помощь».
К примеру, в школе могут часто и аргументированно сообщать
ребенку, что он никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный
ученик, из которого никогда не выйдет ничего путного. Кроме того, очень
помогают в «нашем деле» совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя
это, конечно, не абсолютно, потому что в любой школе найдется два-три
хороших учителя, уроки которых по-настоящему развивают и образовывают
детей. Гораздо «полезнее» может оказаться «плохая репутация», которая
сложилась у ребенка в школе, предположим, из-за его чрезмерной
подвижности. Тогда ребенок оказывается «крайним» в любой коллективной
шалости и, даже обладая от природы легким и добродушным характером,
постепенно озлобляется против школы и педагогического коллектива в
целом. Очень помогает репутация «тюфяка» и «тормоза». Две-три вовремя
сказанные фразы (подлинный пример: «А теперь мы будем всем классом
ждать, пока дойдет до Васи») – и нежелание ребенка идти в школу
достигает поистине астрономических размеров.
«Помощь» специалистов здесь может проявиться двояко. Во-первых,
специалист (по преимуществу невропатолог) может помочь родителям
убедить ребенка, что он (ребенок) тяжело болен и школа во всей своей
красоте и жестокости ему (ребенку) попросту противопоказана.
Сориентированный таким образом ребенок будет иметь жесточайшие головные
боли или приступы гастрита по утрам, перед отправкой в школу,
неукротимые рвоты перед контрольными, и в школе у него будет кружиться
голова, болеть сердце и скакать давление.
Свою лепту могут внести в процесс и психологи, например, в присутствии
ребенка огласив свое неблагоприятное заключение о его умственном или
эмоциональном развитии. Школьные психологи иногда проводят в классе
процедуру, называемую социометрией (в процессе которой выявляются
лидеры, принятые и отвергнутые в классе ученики), а потом обсуждают
результаты этого исследования с педколлективом или, того хуже, с
исследованным классом. Это абсолютно этически недопустимо.
Иногда психолог может в присутствии ребенка сказать что-нибудь вполне
этически нейтральное, например: «Может быть, вам поискать более
адекватную программу для обучения вашего сына?» Большинство детей
пропустят это мимо ушей, но некоторые, с особенностями самооценки,
решат:
1) Я безнадежно глуп, и меня хотят отправить в школу для умственно
отсталых.
2) Я очень талантлив, эта школа для меня слишком плоха. Я достоин
лучшего.
Поэтому любые, даже самые нейтральные заключения психолога родителям
лучше выслушивать в отсутствие ребенка. Если же психолог найдет нужным
сообщить что-нибудь самому ребенку, то он сделает это отдельно, в
специально подобранных выражениях.