Педагогика нетерпения: результаты, обратные ожидаемым
"Верните здравый смысл
в воспитание ребенка"
Главная
книга родителей, которые желают
своим детям счастья
«Прайм-ЕВРОЗНАК», 2009
Санкт-Петербург
www.p-evro.spb.ru
...Ни в одной области нетерпение поскорее вырастить из ребенка
взрослого не проявляется отчетливее, нежели в отношении к учебе. Один
школьный инспектор попросил учителей нескольких школ в своем округе
задать ученикам вопрос: «Что бы сделали твои родители, если бы могли
как-то тебя изменить?» Подавляющее большинство ответили: «Сделали бы
меня умнее». И лишь один ребенок сказал: «Я им нравлюсь таким, какой я
есть».
Истерия вокруг высшего образования – болезнь, достигшая эпидемического
масштаба. Каждую весну в семьях выпускников старших классов наступают
тяжелые времена – родители отчаянно ждут известий из приемных комиссий,
а когда получают отказ, можно подумать, что настал конец света.
Мы так стремимся научить своих детей всему и сразу! Одна
экспериментальная школа в Вашингтоне ввела уже на уровне детского сада
обучение чтению, литературе, композиции, риторике, орфографии,
грамматике, чистописанию, основам геометрии, физики, географии и
истории. Мартин Тольчин в статье «Дети под давлением» в The New York
Times Magazine пишет: «Бешеная
гонка за славой и успехом начинается задолго до детского сада.
Специалисты, которые работают с детьми, начинают понимать, к чему
приводит такая родительская озабоченность. Учителя и школьные психологи
отмечают все большее психологическое напряжение у учащихся. По крайней
мере в одном детском саду транквилизаторы уже стали привычной
составляющей ежедневного меню».
Итак, на наших глазах развивается такой же подход к детству, росту и
развитию, как и к современной науке. Мы живем в эпоху, когда наука и
технология стали новой религией, путем к спасению.
Стремясь познать все и понять собственную природу, мы использовали
методы и процедуры, совершенно недопустимые в общении между людьми, а
в результате отошли от собственной человечности.
Нам постоянно твердят, что нашим детям предстоит жить в мире, где
объем доступных и необходимых знаний и сведений будет нарастать в
геометрической прогрессии, и если мы хотим, чтобы впоследствии дети
смогли все эти знания усвоить, нам нужно научить их в детстве как можно
лучше.
Джон Хольт в книге «Как дети терпят неудачу» рассказывает, что все
больше детей не могут освоить школьную программу.
Они терпят неудачу, потому что боятся... они боятся главным образом
самой неудачи, а еще – разочаровать, огорчить множество нервных
взрослых вокруг, чьи беспредельные надежды и ожидания нависают над
детскими головами грозовой тучей. <...> Школы всячески
поощряют зубрилок, детей, которым нужно получить «правильный ответ»
любой ценой. <. ..> А мыслителям в тех же школах
приходится, как правило, несладко. <...> Ожидание и страх
неудачи – если они достаточно сильны – могут привести к тому, что дети
начинают вести себя и думать особым образом... как животное, убегающее
от опасности, – уноси ноги, не оборачивайся, запомни, откуда исходила
опасность, и держись оттуда подальше.
Совершенно очевидно, что мы не поощряем любовь к знаниям, а делаем так,
чтобы все больше наших детей боялись ходить в школу.
Ирония судьбы – и какая ирония! – заключается в том, что хотя
морально-этическое воспитание ребенка становится все важнее – учим мы
детей подобным материям все меньше и меньше
В наших крупных городах насчитываются буквально тысячи школ, где учатся
по 3–5 тысяч старшеклассников, каждый из которых отнюдь не понаслышке
знаком с опытом гомосексуальных и лесбийских отношений, внебрачных
беременностей, употреблением марихуаны и героина, преступностью и
насилием, распадом семьи, расовыми предрассудками, школьной
неуспеваемостью и исключением из школы, с прогулами и шпаргалками – и
практически ни в одной из этих школ не было гибкой, сколько-нибудь
осмысленной программы, которая помогла бы ученикам справиться с такими
проблемами повседневной жизни. Обсудить подобные вопросы им не с кем,
не существует никаких курсов поддержки для учащихся, столкнувшихся с
этими силами в своей жизни, нет никакой возможности изучить себя или
научиться жить в мире, в котором человек сталкивается с неимоверными
социальными трудностями. Вместо этого мы озабочены сочинением
академических программ, правил и установлений для борьбы с нарушениями
дисциплины и изобретением всевозможных хитроумных способов затолкать
побольше фактов в головы, невосприимчивые к теоретическим знаниям,
потому что они заняты совсем другим. В таких чрезвычайных
обстоятельствах необходимо отмести большую часть школьной программы,
реформировать методы обучения, создать небольшие дискуссионные группы
и обучить персонал, который мог бы вести уроки человеческих
взаимоотношений, – а мы ломимся вперед, словно ничего не происходит, и
говорим о том, как научить детей усваивать факты еще быстрее.
Дегуманизированное общество должно быть готово к последствиям своих
поступков.
Нам грозят серьезные неприятности, если мы вздумаем отделять интеллект
от таких эмоциональных и социальных качеств, как душевная теплота и
сострадание, воображение, способность к рефлексии, творчество, юмор и
чувство общности с другими людьми. Непомерно высокий статус объективных
оценок, переполненные классы в начальной школе, из-за чего делается
упор на предмет, а не на отношения маленького человека с учителем,
возвращение к идее сверхценности изучения отдельных предметов в
противоположность исследованию как таковому – все это отражает
склонность к обезличиванию детей и, по всей видимости, безразличие ко
многим важным аспектам личностного роста и развития.
То, что в школах становится все больше неуспевающих – не случайно. И
не случайно, что некоторые из самых способных учеников разочаровываются
в жизни.
Обезличенные сообщения, имеющие судьбоносный смысл, – это реалия
повседневной жизни наших детей, и самое страшное – они быстро
приучаются так жить! Одна мать рассказывала мне, что школьный дневник
ее дочери-старшеклассницы теперь печатается на компьютере. В машину
вкладывается всевозможная информация – в том числе результаты
контрольных, оценки за неделю и прочее, – а потом, переварив все это,
машина печатает в дневнике: «Продолжай стараться» или «Подтянись по
математике». Моя знакомая наивно спросила дочку: что, все эти
рекомендации вписывает в компьютер классный руководитель? С
необыкновенным презрением и снисходительностью Бетти ответствовала:
«Мама, иногда я тебе просто поражаюсь. Сама подумай – это же сообщение
компьютера!»
Технология наводнила мир богатством и роскошью и навсегда изменила
жизнь наших детей. Дети стали крупнейшим экономическим рынком. Детей
бомбардируют предложениями, а значит, и нас бомбардируют
предложениями, и оказывается, что дети окружены всевозможными
материальными благами, для приобретения которых им не нужно напрягать
воображение, не нужно развлекать самих себя, и все их имущество до
смерти им наскучило. Изобилие предоставляет детям удовольствия, к
которым они не готовы, и вещи, которые им не нужны.
Мы хотим, чтобы дети нас любили каждый день и каждый час. Мы хотим,
чтобы они были счастливы, легко учились, были усидчивы и при этом
спортивны, независимы и почтительны, уравновешенны и интересны. И
если, несмотря на все усилия, нам почему-то не удается превратить
нормальных симпатичных маленьких разбойников в человекоподобных
роботов, мы пугаемся, злимся и мучаемся от ощущения полного провала.
Какими бы умными мы ни были, у детей всегда бывают сложности и
отклонения, взрослеть всегда трудно – и всегда было трудно, и всегда
будет; дети неизбежно узнают, что такое неловкость, грусть,
подавленность, раздражение, разочарование, досада, страхи и нервное
напряжение.
Итак, по моим представлениям, мы пытаемся уничтожить детство, и именно
поэтому быть ребенком в наши дни так трудно. Какие бы страшные
испытания ни выпадали на долю детей в прошлом, никогда главным врагом
не становилось детство как таковое. И самое печальное – нынешняя
склонность к истреблению детства и состоит в том, что все, кто каким бы
то ни было образом был связан с развитием детей в последние 50 лет,
единодушно соглашаются: ни в коем случае нельзя упустить ни одного
аспекта детства, дети не могут вырасти сильными и цельными, если на
каждой стадии роста не удовлетворять их психологические, физические,
интеллектуальные и социальные потребности. Антидетский социальный
климат лишает детей самого естественного и человечного в них самих и
обрекает всех нас на страшную духовную нищету.
Я убеждена, что, пытаясь искоренить детство, мы погубим и своих детей,
и себя. Общество, которое с подозрением, нетерпением и враждебностью
относится к детству, носит в себе ужасную, смертельную заразу, которая
поражает без разбора и детей, и взрослых. Невинность, восторг,
любопытство, живость, открытость к миру – нам всем так нужны эти
детские качества. Без них мы теряем связь со всем тем, что молодо,
нежно и полно творческих сил в нас самих. Теряя терпение при
столкновении с детством, лишив себя радостей детства, мы теряем связь
со своим глубинным «я», с собственным ростом и становлением. Отчуждаясь
от детства, мы отчуждаемся и от источников чувства в себе. Если мы и
вправду утратили связь с детством, если боимся его и презираем,
значит, мы страшно измельчали и не живем, а существуем.
Конечно, я нарисовала мрачную картину. Но я бы не стала трудиться, если
бы у меня не было фундаментального оптимизма, твердой веры в то, что
мы способны что-то изменить.
Я прекрасно знаю о том, что тысячи педагогов и родителей преданно и
мудро делают все возможное, чтобы дети нормально росли, я знаю, как
чудовищно сложны наши проблемы и какая на нас лежит немыслимая
ответственность. Но все мы – сообща, со всеми нашими талантами и
способностями – сумеем начать новые программы, выработать новые
подходы, найти новые способы совладать с трудностями, которые встали
перед нами.