КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Оцифрованный, эталонный...
18 июня в Государственном музее Толстого в Москве стартовал проект, которому, хочется надеяться, уготовано большое будущее
Проект называется «Весь Толстой в один клик». В этом смысл
начинания: планируется перевести в цифровой формат и выложить
в Сеть 90-томное собрание сочинений Льва Толстого. Музей выступает
совместно
с компанией ABBYY, приглашены к участию специалисты и волонтеры.
Начинание важное и полезное, которое пока трудно вообразить во
всем его объеме. Организаторы намерены собрать и заново прочитать с
помощью программы Finereader 90 толстовских томов, сличить
файлы с бумажной версией – «вручную», тут потребуется помощь
волонтеров, – затем откорректировать их работу и «очищенный» продукт
выложить в Сеть для открытого пользования. Мало того, предполагается
прибавить к этому все важнейшие исследования творчества Толстого,
которые составили за полтораста лет немалую библиотеку. И все это
открыть – «в один клик».
В принципе правильная мысль, вполне в духе Льва Николаевича. Открыть
все, доступно и бесплатно, «перепечатка и распространение
приветствуются», как было написано на титульных листах томов первого
издания его сочинений.
Разумеется, возникают вопросы – правильно, что возникают. Сам Толстой
был человек-вопрос, человек-спор – с самим собой, с
читателем, со всем светом. Да, вопросы есть. Нет, не технические, не
количественные. С техникой справится компания ABBYY, одна из
лучших в своей области. Все отобранные книги будут прочитаны и
подготовлены должным образом. Однако это только часть работы, по сути,
подготовительная.
Далее – корректура. С этого момента начинаются вопросы. Как будет
корректироваться Лев Толстой? Ответ как будто прозвучал под тенистыми
липами Хамовников. Корректура планируется самая современная, согласно с
последними правилами русского языка. Тут, кстати, возникает первая
заминка, хотя и формальная: Толстой писал на другом русском языке,
законы которого отличались от современных. И далее: он постоянно и
намеренно вторгался в эти законы, намереваясь изменить их, вплоть до
применения новых знаков пунктуации, наподобие удвоенного тире. А
«квадраты запятых», которые он расставлял в пространстве текста с целью
выделить глубинную мысль и которые «невидимо чертились» по своим
правилам синтаксиса? Да и просто: Толстой часто писал «неправильно»,
полагая, что только так, изменяя общие законы, точнее передаст свою
оригинальную мысль. Стало быть, его текст может корректироваться только
с учетом его собственных языковых и смысловых законов, иначе это будет
уже не вполне толстовский текст. Можно ли навязывать Толстому новейшие
правила слово- и смыслоуложения? И это только внешний, формальный
вопрос.
Куда серьезнее вопрос содержательный, который затрагивает, кстати, не
только основной корпус толстовских текстов, предполагаемых к
компьютерному «перечтению», но и уже упомянутые дополнения,
многочисленные исследования и публикации о Толстом. Они слишком
разны.Толкования Толстого порой бывали полярны, иные суждения
толстоведов и теперь носят характер взаимоисключающий. Литература о нем
есть принципиальный и жесткий спор. Как он будет представлен в новейшем
электронном издании? Или предполагается выборочная, «бесспорная»
подборка? Тогда сразу возникает вопрос: кто и как будет судить, по
какому принципу будет проходить этот выбор? В какой упаковке явится
перед нами новейший Лев Толстой?
«Эталонный» – это слово прозвучало под липами, и кое-кто из слушателей
вздрогнул. Сидели вообще-то специалисты, хорошо понимающие, как не
клеится к Толстому подобное определение. И какая пропасть может
открыться вслед за проектом идеальной толстовской редакции (коррекции).
Исследование не закончено. Не все прочитаны рукописи, не все
расшифрованы потаенные письма и заметки. Как быть с этим? В «стальной
комнате» на Пречистенке еще довольно неразобранного материала, подняв
который мы, возможно, обнаружим еще одного Толстого. Их много, Львов
Толстых, – они всё спорят друг с другом.
Который из них будет выбран для размещения в Сети?
Большое полезное начинание – и являющиеся вместе с ним такие же большие
вопросы. Не разобравшись с ними, мы рискуем получить остросовременный,
яркий, и, по сути, конъюнктурный портрет писателя. Так уже не раз
случалось в последнее время. Нынешняя эпоха, увлеченная менеджментом и
ребрендингом, ориентированная на готовый продукт, без труда произведет
на свет «эталонного» классика.
Хочется надеяться, что начинание музея будет избавлено от такого
соблазна. Новые технологии способны помочь исследователю. Если
интересно играть в цифровую терминологию, можно вообразить версии
Толстого – 2.0, 3.0 и так далее, по степени усложнения работы, хотя и
это звучит странно. Так или иначе «цифровой» может означать «объективно
и беспристрастно представленный» – во всех версиях, интернет с этим
справится.
Также и слово «эталонный» – тут надежда на волонтеров. Пока их
приглашают к соревнованию с победителями и призами тому, кто больше
проверит страниц. Однако в этом поиске каждый из них может открыть
своего эталонного Толстого – именно так: разом, в один клик.